Подбор инструментария для проведения диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста Презентацию подготовила, кандидат психологических наук, методист ОМК (НМЦ) ЮВОУО Желудова А.М.
Временные нормативы работы с детьми 1-я младшая группа (дети раннего возраста) – 10 мин. 2-я младшая группа (дети 3-х-4-х лет) – 15 мин. Средняя группа (дети 4-х – 5-ти лет) – 20 мин. Старшая группа (дети 5-ти – 6-ти лет) – 25 мин. Подготовительная группа (дети 6-ти – 7-и лет) – 30 мин. Время сопровождения ребенка в группу считается отдельно
Сроки проведения обследования Первый этап диагностики: с 15 сентября по 15 октября Второй этап диагностики: с 15 марта по 15 апреля В первую очередь диагностика проводится с детьми подготовительных групп Если педагог-психолог работает не со всеми возрастными группами, то начинать диагностику лучше с детей более старшего возраста
Основные правила Педагог-психолог должен: Заранее познакомиться с ребенком, установить с ним эмоционально- позитивный контакт Заранее согласовать с воспитателем каких детей в какое время Вы берете Помнить, что ребенок имеет право что-то делать неправильно, медленно или вовсе не хотеть выполнять предлагаемые задания Отслеживать своё поведение, как фактор влияющий на результаты ребенка Особое внимание обращать на особенности и динамику поведения и эмоционального состояния ребенка во время обследования
Дети 3-х - 4-х лет (2-я младшая группа) 1. Уровень речевого развития (активный и пассивный словарь) 2. Уровень развития наглядно-действенного мышления 3. Знание основных цветов (начало уч. года – 4 цвета, конец уч. года – 6 цветов), 4-х форм
Дети 4-х - 5-ти лет (средняя группа) 1. Уровень развития зрительной памяти 2. Уровень развития вербально-логического мышления 3. Уровень развития наглядно-образного мышления 4. Уровень развития внимания
Дети 5-ти - 6-ти лет (старшая группа) 1. Уровень развития зрительной и слуховой памяти 2. Уровень развития вербально-логического мышления 3. Уровень развития наглядно-образного мышления 4. Уровень развития внимания 5. Уровень развития воображения
Три основных компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе 1. Мотивационная готовность – желание ходить в школу, приобретать новые знания 2. Волевая готовность – способность ребенка подчинять своё поведение правилам 3. Интеллектуальная готовность – определенный уровень развития основных познавательных процессов
Заполнение карты развития ребенка Заполнение результатов, как соответствие / несоответствие возрастной норме Общие выводы об уровне развития ребенка Рекомендации – подробно по результатам диагностики и наблюдения за особенностями поведения и эмоционального реагирования ребенка
Список литературы Л.В.Пасечник «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений». М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Диагностика развития ребенка (5-7 лет)», «Диагностика развития ребенка (4-5 лет)», «Диагностика развития ребенка (3-4 года): Практическое руководство по тестированию» Л.А.Венгер, Е.Л.Агаева, Р.И.Бардина, В.В.Брофман, А.И.Булычева, И.А.Бурлакова, Н.Б.Венгер, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, И.А.Рудковская, В.В. Холмовская, Л.И.Цеханская «Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога» Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко «Практикум по возрастной психологии»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!