Школьная тревожность
Тревожность: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предлагают
Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности Учебные перегрузки Неспособность справиться со школьной программой Неадекватные ожидания со стороны родителей Неблагоприятные отношения с учителями Регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом
Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности Учебные перегрузки: Учебные перегрузки: структура учебного года (после 6 учебных недель тревожность возрастает) структура учебного года (после 6 учебных недель тревожность возрастает) Загруженность в течение учебной недели (должен быть 1 полноценный выходной) Загруженность в течение учебной недели (должен быть 1 полноценный выходной) Длительность урока Длительность урока
Зависимость между этапом урока и отвлекаемостью детей Таблица 2.. Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения * 0-30 мин35-40 мин30-35 мин
Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности Учебные перегрузки Учебные перегрузки Неспособность справиться со школьной программой Неспособность справиться со школьной программой
Связь между успеваемостью и тревожностью
Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности Учебные перегрузки Учебные перегрузки Неспособность справиться со школьной программой Неспособность справиться со школьной программой Неадекватные ожидания со стороны родителей Неадекватные ожидания со стороны родителей
Связь между значимостью успеваемости для родителей и тревожностью
Неблагоприятные отношения с учителями Методически-рассуждающий стиль обучения ( одинаковые требования к сильным и слабым ученикам, нетерпимость к нарушителям дисциплины, склонность ото шибок учащегося переходить на личность в целом) Методически-рассуждающий стиль обучения ( одинаковые требования к сильным и слабым ученикам, нетерпимость к нарушителям дисциплины, склонность ото шибок учащегося переходить на личность в целом) Завышенные требования, предъявляемые ученику Завышенные требования, предъявляемые ученику Избирательное отношение к конкретному ребенку Избирательное отношение к конкретному ребенку
Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности Учебные перегрузки Учебные перегрузки Неспособность справиться со школьной программой Неспособность справиться со школьной программой Неадекватные ожидания со стороны родителей Неадекватные ожидания со стороны родителей Неблагоприятные отношения с учителями Неблагоприятные отношения с учителями Регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации Регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом