ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ БАЗОВОГО И УГЛУБЛЕННОГО УРОВНЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ Выполнили: педагоги-психологи В.А.Михеева (МОУ СОШ 1) А.В.Владимирова (МОУ СОШ 2) Г.Б.Прокаева (МОУ ДОД ДДТ)
Цель – диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся предпрофильных классов, реализующих программы на базовом, расширенном или углубленном уровне изучения предметов.
Задачи: уточнение профиля дальнейшего обучения выпускников IX классов; изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся; сравнение уровня информированности и определенности в выборе профессии у обучающихся предпрофильных классов, реализующих программы на базовом, расширенном или углубленном уровне изучения предметов
Диагностический инструментарий: Г.В.Резапкина «Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8-9 классов»: 1) «Анкета самоопределения»: Анкета самоопределения служит для первичной оценки готовности подростка к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения. 2) методика «Одно из двух»: цель - профессионального типа личности (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический). 3) методика «Профиль»: цель - уточнение профессиональных интересов подростков.
Испытуемые – 107 человек: ОУКлассКол-во человек Программа обучения МОУ СОШ 1 с УИОП г.Бронницы 9 А27 расширенного изучения предметов гуманитарного цикла (иностранные языки(англ., нем.), обществознание) 9 Б28 базовый уровень МОУ СОШ 2 с УИОП г.Бронницы 9 Б28 углубленного изучения математики 9 Л24 расширенного изучения предметов технического цикла (математика, физика)
Выбор профессии
Почему не выбрали? 42% обучающихся не выбрали будущую профессию, т.к. Не могут выбрать из разных вариантов – 24,3%, Еще не задумывался об этом – 8,4%, Плохо знают свои возможности – 6,5%, Плохо знают мир профессий – 6,5%. 58 % ребят определились с выбором (9Б класс СОШ 1 – большая часть уйдет после 9 класса.)
Самые популярные профессии: Врач – 9,3%, Стоматолог – 1,9%, Инженер – 7,5%, Автомеханик – 3,7%, Дизайнеры – 4,6%, Сотрудники органов внутренних дел– 6,5%.
Причины выбора профессии
Выбирая профессию, ориентируются на: Собственный интерес – 48,6% (базовый уровень, углубленное изучение математики), Высокую зарплату – 24,3% (углубленное изучение математики), Престиж профессии – 19,6% (Программа расширенного уровня технического цикла), Родители посоветовали – 10,3%.
Хотели бы: Много работать и много получать – 69,2%, Небольшой, но стабильный доход – 18,7%, Высокую прибыль с риском все потерять – 2,8%.
Хотели бы получать: Примерно столько же – 17,8%, В 3 раза больше – 16,8%, В 2 раза больше – 15,9%, В 10 раз больше – 7,5%, Не думали об этом – 29,9%.
Для успеха в профессии важнее всего:
Для достижения профессиональных целей, важнее всего: способности – 64,5%, образование – 61,7%, трудолюбие – 47,7%, деньги – 40,2%.
Методика «Одно из двух»
Распределение типов личности по гендерному признаку
Преобладающие типы личности у мальчиков: п/п Типы личности% обучающихся 1Предпринимательский64,3 2Реалистический58,9 3Артистический50 4Офисный48,2 5Интеллектуальный42,9 6Социальный41,1
Предпринимательский тип Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.
Реалистический тип Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.
Артистический тип Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на эмоции, воображение, интуицию. Они обладают обостренным восприятием, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.
Преобладающие типы личности у девочек: п/п Типы личности% обучающихся 1Социальный84,3 2Артистический80,4 3Предпринимательский56,9 4Интеллектуальный56,9 5Реалистический39,2 6Офисный29,4
Социальный тип Люди этого типа предпочитают профессиональную деятельность, связанную с частыми контактами с другими людьми: обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Методика «Профиль»
Распределение профилей по гендерному признаку
Предпочтительные профили с точки зрения мальчиков: п/п Виды профилей % обучающихся 1 Спорт-военное дело 46,4 2 Механика-конструирование 41,1 3 Радиотехника-электроника 37,5 4 Предпринимательство- домоводство 35,7 5 Физика-математика 26,8 6 Химия-биология 26,8 7 История-политика 25
Предпочтительные профили с точки зрения девочек: п/п Виды профилей% обучающихся 1Литература-искусство58,8 2Педагогика-медицина43,1 3 Предпринимательство- домоводство 29,4 4Химия-биология29,4 5История-политика29,4 6География-геология25,5 7 Спорт-военное дело 25,5
Данная экспресс-диагностика помогает определить профессиональные интересы и склонности обучающихся предпрофильных классов с высокой степенью точности.