М.В. Ломоносов в истории русской орфографии. Т еория русского правописания начинает создаваться с середины XVIII века. С этого времени нормы орфографии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вклад М.В. Ломоносова в историю русской орфографии.
Advertisements

Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Главная задача библиотеки школы - оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Среди современных средств информации книга занимает.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КГАОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» «Хранители»
История изобретения знаков препинания – путь к взаимопониманию между людьми Работа Аксенова Константина, ученика 6 класса «Знаки препинания служат нотами.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Презентация на тему: «Ломоносов и литература» учеников 8а класса Некрасова Романа, Новикова Валерия.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Медиапроект « Я голосую за Ломоносова Михаила Васильевича » ученика 7 класса «А» ГОУ Гимназии 1526 Ильенкина Александра Руководитель проекта Логинова А.
Проект Зачем пословицы в нашей речи? Работа выполнена Тонян М.П. за ученика 4 класса В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ПОСЛОВИЦЫ ОТ ПОГОВОРКИ?
Подготовка, лингвистическая тема, сочинение МБОУ «Хортицкая СОШ»
Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
Знакомство с понятиями «Родственные слова», «Корень слова». Собираем родственников Работу выполнил –учитель начальных классов 1 квалификационной категории.
Выполнили: Ученицы 10 класса «А» Батраева Эльвира Новокрещёнова Ольга Научный руководитель: Лаврентьева Оксана Викторовна Учитель русского языка и литературы.
Толко́вый слова́р- словарь, содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова.
«Ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации». Гендина Н.И.
Культура работы с научными источниками Способы оформления ссылок на источники в учебно-научном исследовании.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Из истории русской орфографии Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п. Первомайский Тамбовской области.
Транксрипт:

М.В. Ломоносов в истории русской орфографии

Т еория русского правописания начинает создаваться с середины XVIII века. С этого времени нормы орфографии не только стихийно складываются и затем закрепляются в грамматиках, но и сознательно создаются и перестраиваются. Начинаются теоретические поиски наиболее рациональных принципов правописания. С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка.

В период работы над подготовкой «Риторики» к изданию М.В. Ломоносова серьёзно занимали вопросы русской грамматики. Он приступает к написанию «Российской грамматики». В ся работа была завершена к середине 1755 года, а через два года она увидела свет.

И здание «Российской грамматики» Ломоносова явилось выдающимся событием в истории не только русского языкознания, но и всей отечественной культуры. Э та книга была первой научной грамматикой русского языка, первым сводом правил русских слов.

Ф ормулируя принципы правописания в разделе «Наставление… о чтении и правописании российском», М.В. Ломоносов утверждал, что орфография должна, во- первых, служить «к удобному чтению каждому знающему российской грамматике»; во-вторых, не отходить далеко «от главных российских диалектов, которые суть три: московский, северный, украинский»; в-третьих, не отклоняться « от чистого выговору»; в-четвёртых, не закрывать «следы произвождения и сложения речений». слов.

П оследнее требование расходилось с мнением В.К. Тредиаковского, который рассуждал так: «Что мне нужды, что произведения корень виден не будет?» и предлагал писать сладость, но слаткий. Ломоносов считал, что передавать словообразовательные связи необходимо, поскольку это делает чтение более удобным.

З аботой об удобстве объясняет Ломоносов в своей грамматике необходимость буквы. «Ибо ежели без буквы начать писать, а особливо печатать, то 1) всем тем, которые разделять Е от умеют, не только покажется странно, но и в чтение препятствовать станет; 2) малороссиянам, которые Е от явственно различают, будет против свойства природного их наречия; 3) уничтожится различие речений разного знаменования, а сходного произношения, например лечу (лет ть) от л чу (л чить)…»

Т аким образом, М.В. Ломоносов впервые вводит важный принцип: написание ущемлять чьих- нибудь интересов (например, представителей разных диалектов), а кроме того, должно выполнять дифференцирующую (различающую) роль. (Из энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык», том 10)

В приведенной формулировке из грамматики М.В. Ломоносова сжато, но ясно установлены известные в современной грамматике принципы русского правописания. В ней фонетический принцип ("чтобы не удалялось много от чистого выговору") сочетается с морфологическим принципом ("следы произвождения и сложения речений").

Л омоносов считал, что устанавливаемые грамматикой правила всегда важны постольку, поскольку помогают пишущему передавать свои мысли, а читателю легко понимать прочитанное. Поэтому первым пунктом своей вышеприведенной формулы, характеризующей основы правописания, ставит условие «чтобы оно служило к удобному чтению каждому знающему Российской грамоте». Это указание на роль единообразия и четкости орфографии в процессе чтения до сих пор не утратило своего значения.

« Р оссийская грамматика» Ломоносова отличалась строгостью плана, полнотой, обилием, разнообразием и продуманностью примеров, самостоятельностью и тонкостью грамматических наблюдений. Обладая многими неоспоримыми достоинствами, грамматика Ломоносова стала самым популярным в XVIII в. учебным пособием. Несколько поколений русских людей обязаны ей своей грамотностью. На ней воспитывались и многие русские ученые. Вплоть до 30-х гг. XIX в. изучение грамматического строя русского языка шло по пути, намеченному Ломоносовым.

выдержавшая пятнадцать изданий, и в наши дни является ценным источником для изучения истории русской орфографии и литературного языка XVIII века. « Р оссийская грамматика» М.В. Ломоносова,

И сточники: Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. М.: ЗАО «Дом Книги «Аванта +» Русский язык: Энциклопедия / Под. Ред. Ю.Н. Караулова. М,: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Википедия (

Об авторе: Гизатулина Ольга Ивановна- преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, учитель высшей категории Республика Узбекистан.