Педагог Лещенко Надежда Александровна
Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить. Адольф Дистервег
В настоящее время школа ведёт поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей. Особое место в этой работе занимают начальные классы, где закладываются основы развития личности. Этому способствует апробация различных вариантов обучения и воспитания младших школьников, выявление наиболее оптимальных условий развития детей, желание и стремление педагогов работать творчески, вносить элементы новизны в традиционную систему. В соответствии с этой установкой рассмотрим сущность личностно - ориентированного обучения, существенные характеристики педагогических технологий в рамках такого обучения.
Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы ( команды ) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успех и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве.
1. Ему необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга ( столы поставить либо углом один к другому ( для работы в тройках ), либо по два вместе, расположив стулья по два напротив друг друга ). 2. При подготовке к занятию выделить одно - два задания, требующих после обычного объяснения определённых действий в группах по усвоению нового материала. 3. Разбить класс на группы по 2-3 чел. и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания. 4. При работе в группах над новым материалом необходимо сформулировать по два - три вопроса каждому ученику группы. Когда отвечает первый ученик, одному из двух оставшихся необходимо найти подтверждение или опровержение его ответам, а третий ученик фиксирует, например, эти ответы или придумывает примеры, подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики меняются ролями. 5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания. Представлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная работа или тест. 6. Ученики должны иметь возможность ( прежде чем отдавать свои тетради с контрольной ( самостоятельной ) работой учителю ) проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником. 7.. Чётко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах. 8. На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это потребуется.
Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе учебного материала, форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно - воспитательного процесса, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий. При этом каждый учитель оказывается перед необходимостью решать несколько принципиальных вопросов. 1) Выбор задания для групповой работы. От типа и характера учебного задания в большей мере зависит возможность и успешность совместной учебной работы на уроке. 2) Организация групп. В этом вопросе среди исследователей нет единства мнений. Перечисляется большое количество факторов, которые необходимо учитывать : взаимоотношения, уровень знаний, индивидуально - психологические особенности ( темп продвижения в учебном материале, темперамент, сформированность у учеников навыков общения, контактность и др.); наличие лидера в создаваемой группе ; цель урока ; специфика учебного предмета и т. д. 3) Критерии результативности групповой работы. Этот вопрос до сих пор остаётся наименее разработанным. Исследователи отмечают сложность оценки результативности и подчёркивают необходимость сопоставления результатов с результатами традиционных форм учебной работы
для ребенка - учителя · академический прогресс : в позиции учителя ребёнок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать в позиции ученика ; · усвоенные знания, после того, как они были преподаны другим, становятся значительно более глубокопонятными и систематизированными ; · освоение социальных навыков помощи, поддержки, положительного оценивания ; · изменение поведения благодаря социальной фиксации доверия взрослых ; · рост самоуважения и самодисциплины за счёт освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей ; · более уважительное и сострадательное отношение к взрослым учителям ;
для ребёнка - ученика · ребёнок получает больше индивидуального внимания и эмоциональной поддержки ; · растёт мотивация учения ; · школа доставляет ребёнку большее удовольствие ; · усвоение учебного материала в целом не хуже, а нередко и лучше, чем в классе, который ведёт взрослый учитель ; · обогащается репертуар навыков общения с другими детьми ;
для взрослого учителя взрослый учитель может более рационально распределять своё время и внимание, помогая гораздо активнее детям со специальными проблемами - личностными и интеллектуальными ; · взрослые учителя меньше времени вынуждены тратить на преодоление дисциплинарных трудностей ; · ученики, имеющие собственный опыт учительства, относятся к взрослым учителям более сострадательно и уважительно.
· ребёнок - учитель имеет меньше времени на изучение нового учебного материала, возможно сокращение объёма знаний, которые ребёнок в состоянии был бы освоить за то же время ; · возможно грубое, оскорбительное поведение ребёнка - учителя ; · возможна неквалифицированная, неадекватная помощь ; · недостаток внимания взрослого для некоторых детей нежелателен, болезнен ; · трудно наладить взаимообучение как постоянно действующий механизм ; · взрослым учителям трудно контро - лировать процесс взаимообучения, а контроль по результату не всегда эффективен ; · в случае неудачи ребёнка - учителя процесс переучивания его ученика более сложен и должен включать элементы коррекционной работы с эмоционально травмированным ребёнком.
Китайская пословица