Дай определение Подиум – Подиум – Пилястра – Пилястра – Колонна – Колонна – Капитель – Капитель – Целла – Целла –
СРЕДНИЕ ВЕКА
Средние века Новая форма храма (крестово- купольный) Синтез мозаичных и фресковых росписей Зародилась иконопись, подчиненная канонам Успехи в литературе, музыке, декоративно-прикладном искусстве
Достижения византийской архитектуры
5 БАЗИЛИКА- Главное архитектурное сооружение В переводе «царский дом» Ориентирован на восток, так как там находился Иерусалим – центр земли На востоке к храму примыкает полукруглая ниша – апсида В ней расположен алтарь – священная часть храма
6 БАЗИЛИКА- На западе ко входу примыкает двор – атриум, окруженный крытой колоннадой Внешне базилика скупа и строга Простота плана: Вытянутое здание Разделено колоннами на части («нефы»- «корабль») Число нефов 3 или 5
7 БАЗИЛИКА- Интерьеры украшены облицовкой из мрамора, гранита, мозаикой и фресковыми росписями на стенах Позднее появляется новый тип храма КРЕСТОВО – КУПОЛЬНЫЙ, имеющий в плане форму креста с куполом посередине
8 Собор Святой Софии в Константинополе
9 Церковь Святой Софии в Константинополе Анфимий из Трал, Исидор из Милета Византия532 – 537Турция, Стамбул
Айя-София здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. И всем векам пример Юстиниака, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. О. Э. Мандельштам
Мерцающий свет византийских мозаик
Мировую славу приобрели Мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.
Церковь Сан-Витали Италия гг. н. э. Италия, Равенна
Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. VI в. Равенна
Император Юстиниан. Мозаика церкви Сан Витали Византия 600 Италия, Равенна
Искусство иконописи
Икона - Первоначально – любое священное изображение, выполненное на камне, дереве, ткани, металле Первоначально – любое священное изображение, выполненное на камне, дереве, ткани, металле Далее – изображение на специальных досках, используемых во время богослужения Далее – изображение на специальных досках, используемых во время богослужения
Сергий и Вакх. УI в.
На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Торжественно держат они в руках большие кресты символ мученической смерти. Согласно легенде, железные обручи на шею, напоминающие ожёрелья, были надеты на них по приказу императора Максимилиана для всеобщего осмеяния их водили в женской одежде по улицам Рима. Святые мученики изображены погрудно. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз, В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.
Богоматерь Владимирская Византия Первая треть XII века Россия, Москва, Государственная Третьяковская галерея
Не на троне на Ее руке, Левой ручкой обнимая шею, Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует... К Ней прильнул и замер без движенья, Весь порыв, и воля, и вопрос. А Она в тревоге и в печали Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, Где престол пожарами повит...
В раскаленных горнах Византии, В злые дни гонения икон Лик ее из огненной стихии Был в земные краски воплощен. Но из всех высоких откровений, Найденных искусством, он один Уцелел в костре самосожжений Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий, От всего, чем тот кичился век, Ты ушла по водам синих рек В Киев княжеских междоусобий. И с тех пор в часы народных бед Образ твой, над Русью вознесенный, В тьме веков указывал нам след И в темнице выход потаенный... М. Волошин