Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: - цели обучения; - содержание обучения; - средства педагогического взаимодействия; - организация учебного процесса; - ученик, учитель; - результат деятельности.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личности ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются: -антропоцентричностью; -гуманистической сущностью; -психотерапевтической направленностью; -ставят цель разностороннее, -свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: -гуманно-личностные - технологии; -технологии сотрудничества; -технологии свободного воспитания; -эзотерические технологии.