Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина
Эволюция темы вольности и свободы «Вольность» абстрактное изложение политических учений. «Вольность» абстрактное изложение политических учений. «К Чаадаеву» призыв к действию. «К Чаадаеву» призыв к действию. «Деревня» пропаганда. «Деревня» пропаганда. «Кинжал» мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. «Кинжал» мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. «Птичка» - гуманистическая идея «дарования свободы» «Птичка» - гуманистическая идея «дарования свободы» «Анчар» обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни. «Анчар» обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.
Тема свободы Что для Пушкина свобода? Высшая жизненная ценность Основа дружбы Условие творчества
гг. Высшее общественное благо («хочу воспеть Свободу миру»), Высшее общественное благо («хочу воспеть Свободу миру»), Цель («звезда пленительного счастья»), Цель («звезда пленительного счастья»), Шаг к истине и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобождённый / Учуся в Истине блаженство находить»), Шаг к истине и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобождённый / Учуся в Истине блаженство находить»), Смысл поэтической «жертвы»(«Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей»), Смысл поэтической «жертвы»(«Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей»), Душевное состояние поэта («тайная свобода») Душевное состояние поэта («тайная свобода») Точка зрения на мир, на людей и на самого себя. Точка зрения на мир, на людей и на самого себя.
Ода «Вольность» 1817 г. Каково настроение, чувство лирического героя? Каково настроение, чувство лирического героя? Какие чувства переполняют поэта? Какие чувства переполняют поэта? Что является основой свободы по Пушкину? Что является основой свободы по Пушкину? Чем заканчивается ода? Чем заканчивается ода?
«Деревня» 1819 г. Представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идёт о русском крепостничестве и о свободе русского крестьянства. Представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идёт о русском крепостничестве и о свободе русского крестьянства. «Барство дикое» и «Рабство тощее» - явления, типичные для России. «Барство дикое» и «Рабство тощее» - явления, типичные для России. Аллегорические образы рисуют предельно обобщённый образ русской деревни Аллегорические образы рисуют предельно обобщённый образ русской деревни Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый», а торжество свободы связывает с волей царя. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый», а торжество свободы связывает с волей царя.
« К Чаадаеву» 1818 г. Кто адресат? Кто адресат? Чем он отличается от адресатов в «Вольности» и «Деревне»? Чем он отличается от адресатов в «Вольности» и «Деревне»? Кого имел в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»? Кого имел в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»? На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чём эти части? На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чём эти части? Чем отличается понимание «свободы» в этом стихотворении? Чем отличается понимание «свободы» в этом стихотворении? Что возникает в финале стихотворения? Что возникает в финале стихотворения?
«Во глубине сибирских руд…» 1827 г. Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И – лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард! – цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеёмся над царями. Наш скорбный труд не пропадёт, Из искры возгорится пламя, И просвещённый наш народ Сберётся под святое знамя. Мечи скуём мы из цепей И пламя вновь зажжём свободы! Она нагрянет на царей. И радостно вздохнут народы! А.И.Одоевский Во глубине сибирских руд Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Храните гордое терпенье, Не пропадёт ваш скорбный труд Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Разбудит бодрость и веселье, Придёт желанная пора: Придёт желанная пора: Любовь и дружество до вас Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут Оковы тяжкие падут Темницы рухнут – и свобода Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. И братья меч вам отдадут.
Тема – гражданская, тема верности идеалам юности Тема – гражданская, тема верности идеалам юности Жанр – гражданское и дружеское послание. Жанр – гражданское и дружеское послание. Средства поэтической выразительности: Средства поэтической выразительности: - Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы. Каторжные норы. - Олицетворение абстрактных понятий: - Олицетворение абстрактных понятий: Надежда… разбудит бодрость и веселье Надежда… разбудит бодрость и веселье Любовь и дружество до вас Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы… Дойдут сквозь мрачные затворы… Свобода вас примет радостно у входа… Свобода вас примет радостно у входа… - эпитеты: Гордое терпенье, Скорбный труд, затворы мрачные, свободный глас. - Сравнение: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Доходит мой свободный глас. -Особенности стиха: аллитерация ( на «р») Во глубине сибирских руд Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье Храните гордое терпенье
«Анчар» Работа над текстом Но человек ко древу яда Но человек ко древу яда Но человек к анчару страшному подходит Но человек к анчару страшному подходит Но человека человек Но человека человек в пустыню посылает. в пустыню посылает. Послал к анчару властным словом Послал к анчару властным словом Послал к анчару самовластно. Послал к анчару самовластно. Послал к анчару равнодушно Послал к анчару равнодушно Послал к анчару властным взглядом Послал к анчару властным взглядом И тот безумно в путь потек Верный раб И тот послушно в путь потек. Бедный раб Композиционный метод построения стихотворения – контраст: Дерево смерти и идущий к нему человек, раб - владыка И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки
Композиционные части стихотворения 1. описание анчара (1-5 строфы) 1. описание анчара (1-5 строфы) 2. приказ владыки (1,2 строки 2-й строфы) 2. приказ владыки (1,2 строки 2-й строфы) 3. описание судьбы раба (2-я половина 6-й строфы, 7,8 строфы) 3. описание судьбы раба (2-я половина 6-й строфы, 7,8 строфы) 4. о царе ( 9 строфа) 4. о царе ( 9 строфа)
Ради чего Ради чего погиб бедный раб, погиб бедный раб, ради чего совершён его, хотя бы и подневольный, подвиг? подвиг?