«Мемориал Героям Панфиловцам» на одноимённой улице в Москве
Взбежала в небо красная ракета И не успела в небе догореть – Ударила зенитка где-то, Потом ещё, и начало гореть. И воздух потрясенный громом долгим, То тут, то там сверкает над Москвой. В полночном небе копоть да осколки. В домах – по радио – сирены вой.
Панфи́ловцы бойцы 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшей в 1941 году в обороне Москвы. Среди воинов дивизии наибольшую известность получили 28 человек («28 героев-панфиловцев») из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. «Мемориал Героям Панфиловцам» у разъезда Дубосеково
Казалось силы за пределами У тех, кто в схватке не убит. Казалось, что полями белыми Путь к Белокаменной открыт. Но зря махина гневно лязгала И ликовала вражья рать, - Клочков уже гранаты связывал, Чтоб вместе с сердцем их взорвать.
Свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии им. Панфилова… Смалодушничал только один из двадцати девяти… только один поднял руки вверх… несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя…
22 января 1942 года в газете «Красная звезда» Кривицкий поместил очерк под заголовком «О 28 павших героях», в котором подробно написал о подвиге 28 панфиловцев. В этом очерке Кривицкий уверенно, как очевидец или человек, слышавший рассказ участников боя, пишет о личных переживаниях и поведении 28 гвардейцев, впервые называя их фамилии.
«Прости, родная, мне не до письма – Всё ближе грозные раскаты, Смерть бронебойная с холма Ползет. Готовлю в бой гранаты. Приказ: громить заклятого врага. И мы ценой солдатской жизни Добьемся, что фашистская пурга Утихнет на полях Отчизны. За нами звездная Москва. Давно в боях сгорела осень… Звенят на холоде «каленые» слова: «Назад – ни шагу! Нас же двадцать восемь!» …Панфиловцы со связками гранат Укрылись чистыми снегами. – Вот вам на Красной площади парад! – Короткий разговор с врагами.
Настала жаркая пора – И испытание гвардейской воли, Рванули «тигров» под «Ура!», Геройства миг – не знает боли. Заглох фашист у стен Кремля. Как жаждал он прорыва!.. Вздыхала скорбная земля От каждого панфиловского взрыва. И снова благодарная страна Застывшим утром, в воскресенье, Героев огласила имена Под панихидно-хоровое пенье.
Пусть армия и страна узнает наконец их гордые имена. В окопе были: Клочков Василий Георгиевич, Добробабин Иван Евстафьевич, Шепетков Иван Алексеевич, Крючков Абрам Иванович, Митин Гавриил Степанович, Касаев Аликбай, Петренко Григорий Алексеевич, Есибулатов Нарсутбай, Калейников Дмитрий Митрофанович, Натаров Иван Моисеевич, Шемякин Григорий Михайлович, Дутов Петр Данилович, Митченко Николай, Шапоков Душанкул, Конкин Григорий Ефимович, Шадрин Иван Демидович, Москаленко Николай, Емцов Петр Кузьмич, Кужебергенов Даниил Александрович, Тимофеев Дмитрий Фомич, Трофимов Николай Игнатьевич, Бондаренко Яков Александрович, Васильев Ларион Романович, Болотов Николай, Безродный Григорий, Сенгирбаев Мустафа, Максимов Николай, Ананьев Николай…
Вечная память героям !!! Они не думали о наградах, они знали - за ними МОСКВА.