Образ Царского Села в русской поэзии Составитель Елена Берина
Царскосельские стихи Здесь Пушкина родилось вдохновенье И выросло в певучей тишине. Здесь Лермонтов на взмыленном коне Скакал на эскадронное ученье. Здесь, сам себе мятежностью наскучив, Медлительно прогуливался Тютчев; Бродил, как тень, Владимир Соловьев, Шепча слова сентенций и стихов. И в озера лазоревый овал Здесь Анненский созвучия бросал Вслед облакам и лебединым кликам. Мечтала здесь задумчивая Анна И с ней поэт изысканный и странный, - Как горестно и рано он погиб!.. Э.Голлербах Царскосельские стихи 1922
Иннокентий Анненский Директор царскосельской Николаевской мужской гимназии, он преподавал греческий язык. Эпоху античности он переносил на образы Царского Села. Это умение увидеть на улицах тихого городка героев Эллады он передал своим ученикам, ставшим поэтами: Н.Гумилеву, Э.Голлербаху, Вс.Рождественкому
Что находилось в этом здании в девятнадцатом веке?
Ответ: Это здание царскосельской Николаевской мужской гимназии
Образ Царского Села окрашен в лирике Анненского мотивами светлой грусти: Там все, что навсегда ушло, Чтоб навевать сиреням грезы. Скажите Царское Село - И улыбнемся мы сквозь слезы.
В двадцатом веке Царское Село становится городом Анны Ахматовой и Николая Гумилева
Анна Ахматова в 1912 году напишет о первой любви, о царскосельской юности: В ремешках пенал и книги были, Возвращалась я домой из школы. Эти липы, верно, не забыли, Нашей встречи, мальчик мой веселый. Только, ставши лебедем надменным, Изменился серый лебеденок…
Вопрос: Почему для создания образа Н. Гумилева, Ахматова выбирает эту метафору?
Андерсовский мотив Эмблема Царского Села Стихотворение Василия Жуковского Царскосельский лебедь
Только в лебедя, живую эмблему Царского Села, мог превратиться поэт, выросший в этих чудесных садах. Благодаря волшебным стихам Жуковского само название Царскосельский лебедь становится высшим званием для питомцев счастливого городка. Был Иннокентий Анненский последним Из царскосельских лебедей. (Гумилев Н.С. Памяти Анненского гг.)
Умение использовать царскосельские детали при создании лирических пейзажей передалось и поэтам плеяды Анненского.
И прутья красные лозы, И парковые водопады, И две большие стрекозы На ржавом чугуне ограды. (Ахматова А.А. Все обещало мне его…1916)
С тех пор люблю я скупость линий, Колонны сдержанный полет, В просвете статуй воздух синий, На ручке вазы – первый иней, У ног Перетты – первый лед. (Рождественский В.А. Сад поэта. 1930)
Формированию и развитию в царскосельской поэзии пушкинской темы в немалой степени способствовало открытие в 1900 году в Лицейском саду бронзового памятника Пушкину- лицеисту работы скульптора Р.Баха. Анненский присутствовал на торжественной церемонии, он одним из первых воспел его в стихотворных строках.
И стали - и скамья и человек на ней В недвижном сумраке тежеле и страшней. Не шевелись - сейчас гвоздики засверкают, Воздушные кусты сольются и растают, И бронзовый поэт, стряхнув дремоы гнет, С подставки на траву росистую спрыгнет ( Анненский И.Ф. Бронзовый поэт. 1905)