«Под голубыми небесами, великолепными коврами блестя на солнце снег лежит…» А.С. Пушкин
Автор: Землянская Алёна, МБОУ СОШ 41, 4б класс Руководитель: Корсакова Татьяна Алексеевна 2012 г.
Основание выбора темы:
Талая вода - самое замечательное и удивительное вещество, которым одарила нас природа. Такую воду испокон веков люди называли "живая вода". С древних времен талую воду используют для омоложения организма, так как она разрушает и выводит старые клетки. И, тем самым замедляет процесс старения
Кроме того, талая вода придает человеку много сил, бодрости, энергии. Теперь не так-то просто найти снег, который превратится после таяния в чистую воду полезную для здоровья: как показали исследования экологов, в городском снегу количество вредных соединений в десятки раз превышает все нормы.
определить степень загрязнения снега на территориях школ и в местах прогулок детей нашего района.
-Исследовать пробы снега в Ленинском районе города Мурманска на содержание некоторых соединений. -Сравнить полученные данные с контрольным образцом (водопроводной водой). - На основе анализа данных, полученных в процессе исследований, сделать вывод о загрязнении талой воды. - Сделать выводы и обсудить результаты.
Методы исследования: 1.Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач). 2. Экспериментальный (постановка опытов, проведение химического анализа и тестирования проб снега). 3. Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов исследований).
Параметры исследования: Органолептические свойства. Прозрачность воды. Интенсивность запаха. Окраска (цвет). Осадок. Химические свойства. Определение кислотности (рН). Обнаружение фосфатов. Обнаружение хлорид-ионов. Обнаружение гидрокарбонатов. ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальный метод Экспериментальный метод Проба 1- территория школы 41(48)Проба 2- территория школы 41 (бывшая ) Проба 3 – территория музыкальной школы 3
Экспериментальный метод Экспериментальный метод Проба 4 – дворовая территория ул. Успенского, д. 11 (мой дом). Проба 5- территория угольной базы на берегу Кольского залива (рядом с моим домом)
Изучив научную литературу, я приступила к эксперименту…. Мои опыты
Проведены различные опыты… Были установлены такие характеристики талой воды, как прозрачность, цвет, запах, наличие осадка.
пробы цветностьзапах при 20 С по 5 – балл. шкале Мутность По 5-балл.шкале Осадок по 5 –балл. шкале 1Бесцветная0 баллов. Запах не ощущается Слабая – 2 балла Небольшой осадок 2 балла 2Бесцветная0 баллов. Запах не ощущается Слабая– 2 балла Небольшой осадок 2 балла 3Бесцветная0 баллов. Запах не ощущается Средняя – 3 балла Осадок 3 балла 4Серая0 баллов. Запах не ощущается Средняя– 3 балла Осадок 3 балла 5Тёмно- серая 0 баллов. Запах не ощущается Сильная – 5 баллов Осадок 5 баллов образец Бесцветная0 баллов. Запах не ощущается Мутность отсутствует - 0 баллов нет
рН можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая её окраску со шкалой. розово-оранжевая - рН около 5, светло-жёлтая - 6, светло-зелёная - 7, зеленовато-голубая - 8. По нормам, pH питьевой воды должен лежать в пределах от 6,0 до 9,0. Определение уровня pН
Уровень рН в снеговой воде пробыp H- среда 1 6 – очень слабокислая очень слабокислая 3 8 – очень слабощелочная очень слабощелочная образец 6 – очень слабокислая
Опыты на определение содержания концентрированных оснований. Опыты на определение содержания концентрированных кислот.
Обнаружение в пробах талой воды различных ионов и соединений. Обнаружение фосфатов и хлорид-ионов
По сравнению с образцом, содержащим фосфаты, в наших образцах желтого осадка нет, только легкий белый, нерастворяющийся в уксусе, но растворяющийся в аммиаке, значит, содержит незначительное количество хлорид-ионов.
Уровень содержания хлорид-ионов в снеговой воде пробы Реакция на хлорид-ионы 1Небольшой осадок образецНебольшой осадок пробы Реакция на фосфаты 1Нет образецНет Уровень содержания фосфатов в снеговой воде
Уровень содержания гидрокарбонатов в снеговой воде пробы Реакция на гидрокарбонаты 1Небольшой осадок образецНебольшой осадок
В результате комплексного исследования проб снега с территории школ и мест прогулок детей я определила: Все исследованные пробы не имеют запаха. Содержат немного хлорид-ионов, гидрокарбонатов. Фосфаты на данном этапе не обнаружены. Уровень рН в норме, значит опасного для здоровья содержания кислот и щелочей нет, хотя среда образцов отличается. Каждый из образцов содержит посторонние примеси в виде мельчайших частиц угольной пыли, особенно это заметно в 5 образце, в нем эти частицы так и не осели. Ко всему прочему, учитывая, что пробы были взяты в день, когда шел снег, значит, что эти частицы были поглощены из атмосферы, то есть я пришла к выводу, что мы дышим загрязненным воздухом. Итак, по сравнению с контрольным образцом (водопроводной водой) – наиболее близки к ней образцы 1 и 2, но все же я не советовала бы брать для питья и умывания талую воду у нас в Ленинском районе. Вывод:
Перед своими одноклассниками я выступила с докладом о проведённых исследованиях
и провела социологический опрос: 1.Используете ли вы бытовые приборы для очистки воды? а) Да б) Нет 2. Какую воду вы используете для приготовления пищи? а) фильтрованную б) кипяченую в) родниковую г) сырую д) талую 3. Какую воду вы пьете при жажде? а) водопр. кипяченую г) минеральную б) водопр. сырую д) родниковую в) водопр. фильтрованную е) талую 4. Какую воду вы используете для умывания? а) водопроводную б) талую в) родниковую
1.Используете ли вы бытовые приборы для очистки воды? 2. Какую воду вы используете для приготовления пищи? 3. Какую воду вы пьете, чтобы утолить жажду? 4. Какую воду вы используете для умывания?
Совершенно очевидна потребность человека в чистой, прозрачной, без цвета, вкуса и запаха, питьевой воде. Это позволяет сохранить здоровье людей. Заключение:
Литература Василенко, В.Н. [Текст] / В.Н. Василенко // Мониторинг загрязнения снежного покрова. - Л.: Гидромет , С. 3; Школьный экологический мониторинг. Учебно- методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, Е.Г. Нечаева, С.А, Макаров. Снежный покров как объект регионального мониторинга среды обитания.//ж. География и природные ресурсы. 1996г., 2 Учебный справочник школьника.- М. : Дрофа, 2005г. Юный химик.145 опытов с веществами / Жилин Д. М. -М.: Ювента, 2012г.