Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»
Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа (по 2й главе) и их евангельская основа».
Образовательные: познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа; показать исторические и евангельские основы романа. Развивающие: углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок; показать гуманистическую направленность романа и его «ершалаимских» глав, в которых образ Понтия Пилата имеет основополагающее значение. Воспитательные: воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед богом и совестью за каждый свой шаг. Цели урока:
Время и пространство ( хронотоп ) Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века Библейское (мифологическое) Ершалаим 1 год н.э. Фантастическое Перемещение во времени и Пространстве (Воланд и его свита)
«Композиция романа. Три мира одного романа» 3 сюжетные линии: историческая (Понтий Пилат и Иешуа) сатирическая (Воланд и К° и москвичи) любовная (Мастер и Маргарита)
I. Гл.2 Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. II. Гл. 16 Казнь на Лысой горе. Левий Матвий – свидетель казни. Сон Ивана Бездомного III. Гл.25 Пилат даёт задание Афранию) – начальнику тайной службы - относительно Иуды из Кириафа. IV. Гл. 26 Тоска П.П. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвием. План по «ершалаимским главам»
Сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие.
Евангелие от Матфея: судьба Иуды (раскаяние). Какой момент запечатлел художник на картине «Поцелуй Иуды» Тема предательства:
В изобразительном искусстве Иуда часто бывает представлен с кошельком в руке, в котором находятся кровавые деньги «тридцать серебреников».
В других случаях изображается предательство Иисуса Христа Иудой, которого он показывает преследователям, целуя его («Поцелуй Иуды»).
«Понтий Пилат. Историческая справка». «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был, по всей видимости, в должности префекта.
Правление Понтия Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.
Понтий Пилат в христианской традиции Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав обычай символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).
После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.