Формирование межкультурной коммуникативной компетентности как стратегия успешной адаптации иностранных студентов Ж.В.Зарицкая
Межкультурной коммуникацией принято называть коммуникацию между индивидами или группами индивидов, принадлежащими к разным национальным и этническим культурам и осознающими факт «культурной чужеродности» (Рот). Межкультурная адаптация представляет собой процесс вхождения в другую культуру, постепенное освоение её норм, ценностей, моделей поведения (Стефаненко).
Межкультурная коммуникативная компетентность это способность адаптироваться к собеседнику в процессе коммуникации, изменив привычное поведение на поведение, одобряемое в культуре собеседника (Hammer, Bennett, Wiseman).
Составляющие межкультурной коммуникативной компетентности: знание культурных различий – когнитивный уровень; толерантное отношение к ним – аффективный уровень; наличие навыков моделирования своего поведения – поведенческий уровень.
Блок знаний : а) знания об особенностях целевой культуры (французской); б) знания об особенностях родной культуры (русской); в) знания об особенностях межкультурной адаптации и коммуникации.
Ценности это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться (Орлова). Культура - это система знаний, представлений, ценностей, установок, норм и моделей поведения, общих для какой-либо группы людей (Биби).
Формирование толерантного отношения к культурным различиям: а) осознание уровня собственного этноцентризма и особенностей этнической предубеждённости; б) движение от этноцентризма к этнорелятивизму, от этнической предубеждённости к этнической толерантности.
Суть концепции этнорелятивизма состоит в том, что ценности и нормы поведения одной культуры нельзя рассматривать с позиций ценностей и норм поведения другой культуры, так как их важность относительна, а не универсальна (Семенов). Этноцентризм это склонность человека воспринимать и оценивать явления других этнических культур с позиции «своей» этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона (Словарь-справочник по социальной психологии).
Коммуникативное поведение это вербальное и сопровождающее его невербальное поведение личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями данного социума (Прохоров, Стернин).
Французское коммуникативное поведение Русское коммуникативное поведение 1.Вежливость – очень высокая (Соблюдение правил этикета обязательно) 1.Вежливость – более низкая (Отступление от правил этикета возможно) 2. Формальность общения - приоритетна 2. Неформальность общения – приоритетна 3. Искренность – невысокая Откровенность – пониженная (Коммуникативные табу: деньги, доходы, возраст, религиозная, политическая принадлежность, статус эмигрантов) 3. Искренность – высокая Откровенность – повышенная (Коммуникативных табу меньше) 4. Эмоциональность – высокая (строгий контроль над эмоциями) 4. Эмоциональность – высокая (искренность эмоций) 5. Контролируемость своей коммуникации – высокая (Меньшая степень спонтанности) 5. Контролируемость своей коммуникации – невысокая (Спонтанность, свобода общения)