Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 23 г. Димитровграда, Ульяновской области Исследовательский проект на тему: «Взаимосвязь музыки А. Скрябина (симфоническая поэма «Прометей» ), с наукой и другими видами искусства» Учитель музыки Соловых Инна Николаевна г.Димитровград, 2013
…цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас волнуют, печалят или радуют. (Иоганн Вольфганг Гёте)
Исаак Ньютон
Опыт Ньютона по разложению света на спектр.
Ньютон выделил семь цветов в спектре: красный, оранжевый, жёлтый и тд.
Цветовой круг Ньютона.
А.Н. Скрябин
Клавиатура Скрябина
Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму Прометей (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию светового клавира.
Прометей в переводе с древнегреческого означает провидец : Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания. Прометей, - это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это - огонь, свет, жизнь, борьба, мысль. Прогресс, цивилизация, свобода. (Скрябин)
Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем Прометее. Он хотел зримо воссоздать образ пламени -некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.
Рубенс Питер Пауль.
Василий Кандинский
Так выглядело представление "Прометея" (Кандинский+Скрябин) 21 июня 1996 г. (Казань, новый зал Консерватории).
Цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии.
В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний.
Цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести человека в угнетенное состояние. В отблесках цвета - наша жизнь.
Первое исполнение "Прометея" со светом (Нью-Йорк, Карнеги-холл, 1915).
Сенсационное исполнение "Прометея" В США - с дымами, запахами. (Нью-Хейвен, 1971 г.).
Центр православия
План АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.( К прослушанному произведению дать своё название. Что я представляю, слушая это музыкальное произведение? (Мини-сочинение (5-7 предложений)) Указать темп в музыкальном произведении («СКОРОСТЬ В МУЗЫКЕ НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМПОМ») allegro быстро; Moderato умеренно; Andante спокойно; Vivo живо; Lento протяжно. 4. В каком ладу написано музыкальное произведение? «МИНОР» «МАЖОР» В каком цвете вы представляете это музыкальное произведение? 6. Выбрать к музыкальному произведению «МАЖОРНЫЕ» или «МИНОРНЫЕ» слова : Мажорные слова Задушевно, сердечно, напевно, мечтательно, нежно, игриво, бодро, ярко, празднично, восторженно, мирно, светло, благородно, ласково, изящно, грациозно, весело, добродушно, отважно, смело, милосердно. Минорные слова Капризно, резко, грубо, гневно, жестоко, сердито, хмуро, трагично, траурно, лениво, тяжело, агрессивно, тревожно, ехидно, заносчиво, нетерпеливо, неуклюже. 7. Кардиограмма («Сердцебиение музыки»). 8. Указать характер в музыкальном произведении. 9. Чем понравилось это музыкальное произведение? 10. Чем не понравилось это музыкальное произведение? 11. Какие инструменты вы услышали в этом музыкальном произведении? 12. Нарисовать рисунок-иллюстрацию к этому музыкальному произведению. 13. Если ты был (а) поэтом, какие бы стихи ты сочинил (а) к этому музыкальному произведению или чему (кому) посвящены были бы стихи; 14. Как вы думаете, какое послание, нашим современникам, зашифровал в нотах композитор, сочинивший это музыкальное произведение? 15.Указать динамику звука: Форте-громко (f) Пиано-тихо (p)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !