«Портфолио» учителя как средство оптимизации деятельности педагога.
Проблемы школы (образования). 1) Для формирования в настоящее время профессиональной культуры, профессиональной компетентности необходимо создавать новые критерии оценивания, соответствующие не режиму функционирования, а режиму развития. 2) Необходимо изменить содержание и смыслы в отношениях между управляющим и управляемыми, для этого необходимо применять инновационные технологии обучения. Хорошо при этом и управляющим и управляемым быть грамотным, т.е. научиться грамотно выбирать. 3) Работу учреждений в системе оценивания качества образования вывести на качественно новый уровень: создать критерии эффективности обучения, воспитания, способы оценки состояния преподавания, создание образовательных программ, программ развития. 4) Формировать во взаимодействии с информационной системой информационную культуру. 5) В документообороте создать этику работы с документацией, осуществлять сетевое взаимодействие по данному вопросу.
«Портфолио» – это: - визитная карточка, т.е.совокупность сведений о человеке, организации. - досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы, специалиста
«Портфолио» учителя - это индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определённый период времени. яркое отражение его индивидуального стиля работы, его уникальности и таланта. комплект документов, регламентирующих деятельность педагога, формирующий рефлексию его собственной деятельности инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя.
Основной смысл «портфолио» - «показать всё, на что ты способен».
Цель « портфолио » - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Педагогическая философия предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос акцента на самооценку.
Задачи «портфолио»: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Информация, которую позволяет накопить «портфолио»: повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года; своевременная фиксация реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
«Портфолио» позволяет учителю: реально представить результаты своего труда; увидеть свои резервы; иметь стимул к самосовершенствованию; освоить технологию работы с «портфолио» с позиции учащегося для более качественного ведения «портфолио» ученика
«Портфолио позволяет администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов; способствовать развитию профессиональной карьеры педагога; развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов; поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы «портфолио»: Папка достижений; Рефлексивное портфолио; Проблемно-исследовательское; Тематическое портфолио; Портфолио-презентация.
Варианты использования «портфолио»: как инструмент при обсуждении результатов деятельности; как возможность рефлексии собственной работы; как документ, в котором отражено развитие учителя
Обязательная часть «портфолио»: личная карточка (основные сведения об учителе); копия диплома (других документов об образовании); копия аттестационного листа; копия документа о повышении квалификации; копии наградных документов; копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету
Вариативная часть: результативность педагогической деятельности; учебно-методическая работа; научно-методическая работа; общественно-педагогическая деятельность.
Результативность педагогической деятельности: справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся, ВШК); справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня; копии наград учащихся; перечень публикаций
Учебно-методическая работа: используемые рабочие программы и УМК; основные направления учебно-методической работы; материалы об использовании педагогических технологий; авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий; дидактические материалы.
Научно-методическая работа: тема самообразования и этапы её реализации; накопленный материал в соответствии с темой; список используемых источников информации; сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия).
Общественно-педагогическая деятельность: сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.д.); копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе; копии наградных материалов
Ожидаемые результаты: Повышение качества школьного образования. Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители». Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива. Повышение профессионального уровня учителей. Повышение деятельности школы по всем направлениям.
Спасибо за внимание. Составитель: Башкирцева Оксана Вячеславовна.