Учитель русского языка МОУ Большекарайская СОШ Швецова В.В.
«Я мыслю, следовательно, я существую»,- сказал когда – то Ф.Ницше. Главная моя цель – научить мыслить, анализировать, искать и находить истину.
Актуализация знаний 1.Что такое текст? 2.Каковы основные признаки текста? Формулировка проблемы: Описание, повествование и рассуждение - это одно понятие или разные?
Что это? Кто это? Какие они? Что они делают? Почему предметы такие? ПРЕДМЕТ
Какой он? Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос. Красноносый, краснощекий, Наш любимый Дед Мороз
Имена прилагательные
Что главное в описании ? ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДМЕТА, ПРИРОДЫ, МЕСТА ПРИЗНАКИ КАКОЙ ? КАКОВЫ ?
Что значит описать предмет? Описать предмет -это значит назвать его признаки. Двигаться от «Д»к «Н». « Д» -сам предмет или его части.
У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат. На улице дедушка к ним пристает, за пальцы хватает, за уши дерет. Но вечер счастливый приходит в году, сердитого дедушку в гости все ждут. Подарки приносит он, добрый на вид, и все веселятся - никто не грустит!
Имена прилагательные Глаголы
Что главное в повествовании ? Д Е Й С Т В У Е Т КТО? П Р О И С Х О Д И Т ЧТО? П Р О И С Х О Д И Т ГДЕ? КОГДА? КАК?
ТЕКСТ – ПОВЕСТВОВАНИЕ Что происходит? Откуда взялся предмет? Что он умеет? Как он это делает? Какие интересные случаи с ним происходили?
Почему под Новый год Веселится весь народ? Хороводы вокруг ёлок, Взрыв салюта, песни, смех… Потому что год закончен, Все мы празднуем успех!
Имена прилагательные Глаголы Тезис Доказательства Вывод
КАКУЮ ЦЕЛЬ МЫ СТАВИМ В РАССУЖДЕНИИ ? ПОЧЕМУ ? В А Ж Н О Н У Ж Н О П О О Л Е З Н О В О Л Н У Е Т
СХЕМА РАССУЖДЕНИЯ 1) ТЕЗИС 2) АРГУМЕНТЫ, ПРИМЕРЫ 3) ВЫВОД ПОЧЕМУ? СЛЕДОВАТЕЛЬНО
Что главное в рассуждении ? Нравится ли вам предмет? Полезен ли он? Зачем он вам нужен? Почему вам захотелось о нём рассказать?
Лингвистическая физминутка М…роз, к…нфеты, к…робка, с…лют, к…стюм, н…ряд, к…ньки, пи…нино, ябл…ко, б…лет, д…рога, хл…пушка, к…рн…вал, х…р…вод, сугр…б, …ртист, с…сна, К…щей, д…бро, в…лшебство.
Русская природа всегда завораживала человека своей красотой. В любое время года она прекрасна и неповторима. А особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес. "...Зачарован невидимкой дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Принакрылася сосна..." Входя в морозный, солнечный день в лес, невольно останавливаешься, завороженный красотой уснувших деревьев. Стоят они, словно покрытые мириадами бриллиантов. Вот ель - старая, лохматая. Ее ветви - словно широкая теплая шуба, которую мороз щедро осыпал серебром. Стоит важная, как купчиха. Лишь слегка покачиваются в морозном воздухе шишки - это стайка клестов вспорхнула при моем приближении. Как замечательно в зимнем лесу!
Особенности описания в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления; можно задать вопрос какой?; описание можно передать на одном снимке или слайде; части можно поменять местами.
Дед Мороз сегодня поднялся рано. Спать ему было некогда, скоро Новый год и забот заметно прибавилось. - Однако и вправду Новый год не за горами, – улыбнулся Дедушка Мороз. И пошел в свой просторный дубовый кабинет читать письма от ребятишек. В декабре писем стало приходить заметно больше. Конечно, ему было слегка грустно от того, что дети пишут ему только под Новый год. Но он знал, что в другое время его детишки заняты. Ведь они растут, учатся, читают детские сказки, бегают и прыгают, узнают много нового и интересного. А на это надо очень много времени.
Особенности повествования говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец); можно задать вопрос что произошло?; нельзя сфотографировать на один снимок или слайд; нельзя поменять местами части.
Зачем нужна сказка про Деда Мороза и стоит ли в нее верить? Необходимо разделение «плохого» и «хорошего» - злых и добрых персонажей, не существующих в реальности. Мир населен волшебными существами. И уж, конечно, под елку кладет подарки не кто иной, как сам Дедушка Мороз! Сказка про Деда Мороза это очень добрая история. Это история, где добро всегда побеждает зло, ведь Дед Мороз обязательно приносит подарки детям, несмотря ни на чьи козни. То, что мы загадываем подарок или пишем просьбу в письме к Деду Морозу, а потом находим это под елкой, учит нас верить в чудо. У каждого человека в жизни бывают события, когда он сам уже не может надеяться на себя, только на чудо. А вера в волшебство помогает нам пережить самые трудные моменты.
Особенности рассуждения излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи; части невозможно поменять местами; можно поставить вопрос почему?; невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.
1)Подготовить развернутый ответ на вопрос: Что мы знаем о типах речи? 2)Решить логическую задачу: Чем отличаются типы речи друг от друга, а что между ними общего? 3)Написать мини-сочинение на одну из тем: -Мой новогодний подарок. -Как я буду встречать Новый год. -Почему Новый год – мой любимый праздник? Домашнее задание:
Без кого не наступит Новый год? Конечно же, без Деда Мороза! Вот и спешит он к нам с сюрпризами и подарками!