Символика древнего Египта
Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире.
Такую петлю жизни часто носил простой народ как амулет, в виде узла. Как и анкх, она обозначает вечность и бессмертие.
Знак Тет, который также называли "кровь Исиды", часто давали усопшим в виде амулета. Он похож на анк, ручки которого опущены вниз. В соединении со столбом Джеда на стенах храмов и в саркофагах он указывает на объединение противоположных сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся жизненную силу.
кольцо Шена и одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя, которое овал символически оберегает. Шену
Всевидящее Око – Уаджет Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним – это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания.
Скарабей Скарабей – один из популярнейших египетских символов. Известно, что жуки-навозники, к числу которых относится и скарабей, умеют искусно лепить из навоза шарики, катя их перед собой. Эта привычка, в глазах древних египтян, уподобляла скарабея богу солнца Ра (навозный шарик в этой аллегории – аналог солнечного диска, перемещающегося по небу).
Крылатый солнечный диск Согласно мифу именно такую форму принял Гор во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие.
Сесен Цветок лотоса, знак солнца, творчества и возрождения
Перо Маат Эмблема символизирует истину и гармонию.
Кошка Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворяет такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов.
Исида Богиня плодородия, воды, ветра и семейной верности, облегчительница родовых мук и защитница детей. Исида изображалась в виде женщины (часто крылатой), увенчанной иероглифом «трон», или соколицы. Иногда – в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове.
Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант – мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной. Ра
Ибис Священная птица ибис символизировала Тота – бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны.
Канон изображения человека
Существовал специальной канон (правила) изображения человека:
Лицо и ноги изображались в профиль; Верхняя часть туловища – анфас; Бедра - на три четверти анфас; Глаза увеличены и подчеркнуты; Верхняя часть туловища – спереди; Ноги – в движении
Люди изображались статично, без движения. Туловища людей искажены. Голова и ноги показаны сбоку, верхняя часть туловища и руки спереди. Если попытаться занять ту же позу, то нам вряд ли это удастся.
Роспись «Охота на птиц в зарослях папируса» служит примером того, как различно египтяне изображали людей и животных. Кошка, птицы и рыбы изображены реалистично. При желании можно даже определить вид птиц и рыб. Они не стоят на месте, египетские художники передали их движение с большим мастерством.
Регламентировалась величина (рост) человека на рисунке: - мужчина как глава семьи изображался выше всех; - его жена не доставала ему даже до плеча; - дети были еще меньше, хотя на египетских росписях они выглядели как маленькие взрослые; Если дети были совсем маленькие, их рисовали голыми. (Следовательно, девочка, изображенная у ног отца на росписи «Охота на птиц» еще совсем маленькая).
Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении;
Дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Они могут и летать, и прыгать, и бить крыльями, не теряя достоинства, которого у них нет.
Спасибо за внимание!