Экологическое воспитание младших школьников в условиях личностно ориентированного обучения Баракова Татьяна Полиэктовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Грязовца»
Задачи экологического воспитания совершенствовать знания о живой и неживой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своего района, об изменениях природы по временам года; обогатить личный опыт обучающихся конкретными представлениями путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы; формировать гуманное отношение обучающихся к окружающей природе.
Система работы Многопредметная модель экологического образования Интеграция уроков Учебный курс «Истоки» Непрерывная экологическая практика НОУ «Эколог» Факультативы и кружки Школьное лесничество «Кедр» Внеклассная работа Экологический мониторинг
Межпредметные связи экология литературное чтение изобразительное искусство истоки русский язык технология математика окружающий мир
Формы работы урок экскурсия экологическая игра экологический праздник создание экологических троп олимпиады экологический кружок факультатив экологическая практика
Методы работы наблюдение эксперимент моделирование проектирование решение задач экологического характера исследование
Преимущества метода проектов формирует собственный жизненный опыт ребёнка по взаимодействию с окружающим миром актуализирует субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе стимулирует детскую самостоятельность выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир
Задачи работы над проектом на уроке знакомство с темой проекта, обмен мнениями промежуточный контроль промежуточная презентация решение организационных вопросов
Проект «Живая» и «мёртвая» вода
Задачи проекта
Вопросы, направляющие проект: Почему воду называют самой удивительной жидкостью на Земле? Какими свойствами может обладать вода? Бывает ли в природе «живая» и «мёртвая» вода?
Этапы работы над проектом I этап - подготовительный Знакомство со спецификой проектной деятельности Ёе значение для решения проблем своей местности Определение роли школьника в проекте
I I этап – выбор проблемы
I I I этап – сбор и анализ информации Экологи Социологи Архивариусы Исследователи Редакторы
I V этап – разработка собственного варианта решения проблемы План Для кого и чего нужна вода? В состав чего входит вода? Определить свойства воды «Живая» и «мертвая» вода в природе Задачи Каким свойством может обладать вода? Какая бывает в природе вода? Какую воду можно пить? Бывает ли в природе «живая» и «мертвая» вода?
V этап – реализация плана действий
VI этап – защита проекта
Рефлексия
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы! Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко