МАТЕРИАЛЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УР МОУ – СОШ С. КОЖЕВИНО ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЖОГОЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ С. КОЖЕВИНО 2008 ГОД «Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей»
" Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". К.Д. Ушинский "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". Ян Амос Коменский
Стратегия модернизации содержания общего образования Одним из оснований обновления содержания образования называет компетентностный подход.
Ключевая компетентность - сама по себе обладают интегративной природой; - вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, применимых к относительно широкой сфере культуры и деятельности; - надпредметна, междисциплинарна, требует значительного интеллектуального развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт Реализует основную миссию образования: способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей поликультурной личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях непредсказуемо изменяющегося социально культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одним из путей достижения результатов образования, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом является организация учебного процесса с использованием межпредметных связей.
ПОНЯТИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Устанавливаются, во- первых, между учебными предметами, которые изучают сходные дисциплины в качестве самостоятельного объекта, либо отдельные сведения о предмете в качестве части своего объекта, во-вторых, между предметами, которые формируют сходные умения и навыки.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 1. Создание общей программы учебного процесса, которая определяет основные направления в содержании, методах и формах организации обучения на уроках по предметам, между которыми устанавливаются связи. 2. Конкретизация общей программы по отдельным урокам темы, курса, смежных курсов или в целых учебных темах разных предметов. 3. Реализация разработанной программы обучения, введение корректив на основе обратной связи путем взаимоконтроля учителей разных курсов.
Уровни организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей: - урочный, - тематический, - сквозной (интегративный), - внутрицикловой; - межцикловой.
Общая программа учебного процесса Предполагает: - организацию познавательной деятельности учащихся в системе уроков; - систему межпредметных проблемных вопросов, раскрывающих общую мировоззренческую проблему; - их распределение по урокам и определение места каждого вопроса в том или ином звене учебного процесса. общей программы учебного процесса
Приемы и методы реализации межпредметных связей 1. Обычные методы и приемы, но ориентированные на установление межпредметных связей; 2. Специфические для уроков с использованием межпредметных связей.
Методы реализации межпредметных связей Направленные на активизацию познавательной умственной деятельности: - проблемные вопросы; - обучение наблюдению, экспериментированию, моделированию; - осуществление взаимосвязи художественно – образного отображения явлений общественной жизни; - комплексная характеристика объекта; - межпредметные задачи;
Методы реализации межпредметных связей - включение учебного материала другого предмета в изложение учителя, - беседа с воспроизведением знаний из других предметов; - работа с наглядными пособиями, приборами, демонстрации фрагментов диафильмов и кинофильмов по другим предметам; - решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания; - сообщения, доклады учащихся по материалу других предметов - работа с учебниками нескольких предметов на уроке, групповая работа над решением межпредметной учебной проблемы.
Методы реализации межпредметных связей На основе межпредметных связей рождаются разнообразные методические приемы проблемного обучения : - постановка межпредметной проблемы на уроке по одному предмету и решение ее на уроках по другому предмету; - серия уроков по разным предметам, нацеленная на решение определенной мировоззренческой проблемы; - серия поисковых самостоятельных работ, требующих привлечения знаний из различных предметов; - специальные межпредметные обобщающие уроки, семинары, конференции и другие пути.
Межпредметные связи во внеклассной работе Условия их успешной реализации: выделение комплексной задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания; включение воспитательных задач во внеклассные мероприятия межпредметного содержания; опора на уже имеющиеся устойчивые интересы и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний; закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний, умений и навыков, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью; реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.
Формы внеклассной воспитательной работы межпредметного характера индивидуальная ( выполнение рефератов, сочинений, докладов, самостоятельные исследования); групповая ( межпредметные кружки, практические работы, игры межпредметного содержания, групповые творческие задания); массовые ( межпредметные экскурсии, вечера, конференции, лектории, олимпиады, турниры, конкурсы и другое).
Выводы На основе межпредметной связи научного знания у школьников формируются: - представления о единстве живой и неживой природы, общность естественно-научных и общественно- исторических основ взаимодействия человека, общества и природы; - умение самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач, в том числе и неучебных. Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей способствует формированию целостного мировоззрения, решению актуальных задач реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения.