Изображение грозы в стихотворении Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» (с элементами лингвистического анализа).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» Не то, что мните вы, природа: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный.
Advertisements

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.
В ней есть душа … учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна.
Урок литературы в 6 классе.. 1. Познакомить учащихся с основами сопоставительного анализа лирических произведений на примере стихов Я. П. Полонского и.
Интегрированный урок литературы и музыки: «Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в музыке С.В. Рахманинова и в живописи И.И. Левитана»
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.
Что ты клонишь над водами Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист.
Урок литературы в 6 классе Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Дидактическая игра Обобщающий урок 10 класс Оборудование: 1.Пейзажи времен года 2.Музыка П.Чайковского «Времена года» 3.Компьютер, проектор.
Сидорова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 277 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга.
Путешествие в мир поэзии Тема природы в лирике русских поэтов 19 века.
Физика и поэзия. Почему мокрые ладони примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? Помнишь время молодое? Мы врывались на.
Урок русского языка в 8 классе Учитель Калиничева Е. И.
Цель: знать способ образования и изменения глаголов прошедшего времени. Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом.
Фёдор Иванович Тютчев Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев.
Учитель русского языка и литературы Реховская Ольга Михайловна Реховская Ольга Михайловна.
Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении.
Барсукова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы МОУ «ПСОШ 1»
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация по жизни и творчеству Ф. И. Тютчева
Виды односоставных предложений (на примере произведений Ф.И. Тютчева)
Транксрипт:

Изображение грозы в стихотворении Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» (с элементами лингвистического анализа).

... фиалка своим запахом... фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние. И.С.Тургенев И.С.Тургенев Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В.Брюсов В.Брюсов

Изображение грозы в стихотворении Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» (с элементами лингвистического анализа).

Из «Краткого руководства к красноречию» (М. В. Ломоносов) - А,О - пространство, простор, глубина, вышина. - А,О - пространство, простор, глубина, вышина. (А - открытый звук, большой, разворачивает картину, расставляет). (А - открытый звук, большой, разворачивает картину, расставляет). (О - бездонный звук, глубокий, усиливает эмоциональное значение строки, настроение) (О - бездонный звук, глубокий, усиливает эмоциональное значение строки, настроение) - Е,Ю,И - светлая нежность, напевность, музыкальность. - Е,Ю,И - светлая нежность, напевность, музыкальность. - Ы, И - движение, динамика, лёгкость, стремительность, энергия. - Ы, И - движение, динамика, лёгкость, стремительность, энергия. - У (закрытый звук) - унылый, гулкий, нагнетает тревогу или замедляет темп повествования, делает речь выразительнее - У (закрытый звук) - унылый, гулкий, нагнетает тревогу или замедляет темп повествования, делает речь выразительнее - Ж, З - звенящее озорство (или монотонность, однообразие) - Ж, З - звенящее озорство (или монотонность, однообразие) - Р - активный шум, грохот, торжественный звон. - Р - активный шум, грохот, торжественный звон. - М, Л - (добрые звуки) - музыкальность, мягкость, напевность(особенно в сочетании с гласными) - М, Л - (добрые звуки) - музыкальность, мягкость, напевность(особенно в сочетании с гласными) - глухие и шипящие согласные - таинственные шорохи, чуть слышный шелест, подчеркивают тишину. - глухие и шипящие согласные - таинственные шорохи, чуть слышный шелест, подчеркивают тишину. - сочетание звонких согласных Б, Д, Л, Н, Г и Р - радостное, энергичное многообразие звуков - сочетание звонких согласных Б, Д, Л, Н, Г и Р - радостное, энергичное многообразие звуков

Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу! за тучей прогремело, Принахмурилась земля. ОБРАЗ ч, у – заставляет прислушаться у – замедляет темп речи Солнце неяркое, не ослепляет. Гроза ещё далеко; самое начало грозы, первые признаки. Ф. И.Тютчев

Признаки приближающейся грозы (образ): Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.

Задание: изменим, подставим глаголы. Налетают порывы теплого ветра, Гремит дальний гром и временами идет дождь…

Признаки приближающейся грозы (образ): Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Динамичные слова-образы Нет глаголов? Динамичная интонация перечисления, зеленый цвет становится ярче, свежее, бодрит, оживляет образ приближающейся грозы.

Действие должно развиваться Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил её края. Яркий ОБРАЗ – вспышка! не глухие, дальние раскаты грома, а ? В каждом слове заключена энергия, яркая вспышка. Есть удар – есть звук резкий, сильный. Вывод: гроза приближается.

Инверсия: «пробилась струя», «пламень белый и летучий». Задание: поставить все слова на «свои» места.

Вывод: интонация становится спокойнее, исчезает напор, энергия.

Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей. Логическое ударение! ы и ы и ы и Гроза всё ближе и ближе, и интонация становится все более энергичной, голос громче. Гроза приближается (выделяем [и]).

Синтаксические средства: 1) Сравнить предложения в начале стихотворения и в конце (они разворачивают картину). 2) Роль однородных членов предложения: (неохотно и несмело, ветер, гром, дождь, белый, летучий, сердитый, смелей) – они дополняют, обогащают картину, образ приближающейся грозы. 3) Знаки препинания.

Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся | смятенная | земля. ОБРАЗ? Напряжение достигает наивысшей точки. За ПАУЗОЙ – кульминация. Гроза пришла, обрушилась! Читать торжественно.