Урок русского языка в 5 классе Тема: «Дополнение» Учитель: Кислякова Наталья Анатольевна.
О ГЛАВЛЕНИЕ: 1.Ход урока. 1.Ход урока. 2. Косвенные падежи. 2. Косвенные падежи. 3.Правило. 4. Схема. 4. Схема. 5. Рассуждай так. 5. Рассуждай так. 6. Упражнение. 6. Упражнение. 7.Выполни тест. 7.Выполни тест. 8. Домашнее задание. 8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА: 1.Вспомни косвенные падежи. 2.Ознакомься с правилом. Выучи его 3. Перепиши схему в словарь. 4. Рассуждай так. 5. Найди дополнение и подчеркни. 6. Выполни тест. 7.Домашнее задание. 1.Вспомни косвенные падежи. 2.Ознакомься с правилом. Выучи его 3. Перепиши схему в словарь. 4. Рассуждай так. 5. Найди дополнение и подчеркни. 6. Выполни тест. 7.Домашнее задание.
КОСВЕННЫЕ ПАДЕЖИ: Р.п. – кого? чего? Д.п. – кому? чему? В.п. – кого? что? Т.п. – кем? чем? П.п. –о ком? о чём? Р.п. – кого? чего? Д.п. – кому? чему? В.п. – кого? что? Т.п. – кем? чем? П.п. –о ком? о чём?
ПРАВИЛО Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнение обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивай так: В.п. Буря сломала осину.
С ХЕМА ДОПОЛНЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Р.п. кого? чего? ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?
РАССУЖДАЙ ТАК: х Тв.п. Руководить (чем?) оркестром. Слово оркестром отвечает на вопрос косвенного падежа (Тв.), значит является ДОПОЛНЕНИЕМ.
УПРАЖНЕНИЕ ! ! ! Найди дополнения и подчеркни штрихпунктирной линией (чёрточками). 1. Я играю с другом. 2. Ученик читает книгу. 3. Летом мы собирали грибы и ягоды. 4. В огороде все собирают урожай. 5. Товарищи вели беседу.
ВЫПОЛНИ ТЕСТ 1. Дополнение – это… А. Второстепенный член предложения. Б. Главный член предложения. В. Часть речи. 2. Дополнение отвечает на вопросы… А. КТО? ЧТО? Б. Косвенных падежей. В. КАКОЙ? ЧЕЙ? 3. Дополнение обозначает… А. Предмет. Б. Признак предмета. В. Действие предмета.
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Cтр. 72 – выучи правило. 2. Упр. 177 (по заданию)