« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой М.Е. Педагогический проект
Актуальность Известно, что одной из главных проблем современного образования является недостаточная социальная ориентированность выпускников, что напрямую связано с проблемой социальной адаптации выпускника и необходимостью формирования социальной компетентности. Поэтому одним из направлений социально- педагогической политики должна быть организация работы образовательного учреждения по формированию у школьников социальной компетентности с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, эффективности выполнения ими основных социальных функций в обществе. В современном обществе во всех сферах жизни происходит множество изменений, диктующих необходимость умения приспосабливаться к изменяющимся условиям, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, быть компетентным в самых различных вопросах. Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Социальная компетентность это адекватность и пригодность человека к действию, способность к эффективному поведению, способность к адаптации, сотрудничеству и контролю ситуации, совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность действий на работе и в других ситуациях.Уровень социальной компетентности отражает определённый уровень личностной и социальной зрелости человека, который складывается одновременно в двух измерениях: самоактуализации и соответствия социальным ожиданиям. К настоящему времени проведен ряд исследований, направленных на изучение отношения молодёжи к общественной деятельности, поиск оптимальных условий и эффективных методов развития социальной активности личности.
Цель проекта Создание условий для развития добровольческого движения в школе как одной из форм формирования социальной компетентности
Задачи проекта: формирование и развитие социальных компетенций подростков путём вовлечения их в добровольческое движение; повышение уровня информированности волонтеров путем обучения специалистами; овладение практическими навыками проведения профилактической, тренинговой работы в группе; подготовка к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и других) путем формирования личного опыта поведения в различных ситуациях; формирование навыков социального проектирования; проведение мероприятий по проблеме волонтерского движения; взаимодействие с другими добровольческими объединениями, общеобразовательными учреждениями города, области; участие в конференциях, конкурсах, акциях, семинарах, тренингах, слетах, фестивалях, форумах, проектах по проблеме добровольческого движения; освещение работы добровольцев школы в средствах массовой информации.
Объект исследования: образовательный и воспитательный процесс. Предмет исследования: социализация школьников во внеурочной деятельности
Гипотеза: Участники данного проекта имеют возможность успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Помимо обширных теоретических знаний по проблеме добровольческого движения, они приобретают такие важнейшие для современной жизни качества, составляющие социальную компетентность как: позитивные изменения в восприятии себя и окружающей жизни; позитивные изменения в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; активная жизненная позиция; инициативность; инициативность; лидерские и организаторские способности; лидерские и организаторские способности; мобильность; мобильность; конкурентоспособность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие. удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие.
Этапы реализации проекта Подготовительный сентябрь 2008– сентябрь 2009 г Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ. Основной Сентябрь 2010– сентябрь 2012г Вовлечение подростков в добровольческую деятельность,формирующую социальные компетенции. Заключительный апрель –август 2012 Подведение итогов, анализ результатов
Методы исследования: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика: 1)обобщение; 2)сравнение; 3)анкетирование; 4)тестирование; обобщение полученных результатов; подведение итогов.
Ожидаемые результаты: высокий уровень сформированности социальных компетентностей; повышение интереса к добровольческой деятельности; прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; умение создавать и реализовывать обучающимися социальных проектов; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных конкурсах и социально значимых делах;
Выводы: 1. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся социальной компетенции способствуют формированию социальных компетенций; затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза; позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств; повышают мотивацию к участию в добровольчестве; развивают познавательную активность; вызывают интерес к социуму; дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве; способствуют повышению качества знаний. 2. Проект показал эффективность формирования социальных компетенций на основе добровольческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, акций. 3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.