Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Воспитатель МБДОУ ДС 5 Григалюнас Е.А.
Результаты диагностического обследования детей по развитию речи: 2я младшая группа: Низкий уровень – 33% Средний уровень – 50% Высокий уровень – 17% Средняя группа: Низкий уровень – 10% Средний уровень – 60% Высокий уровень – 30%
Цель работы - Совершенствование системы работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи дошкольников.
Задачи: Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Сформировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости, активизировать словарь. Сформировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес, фантазию. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Организуя работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук, я использую разные формы организации образовательного процесса: упражнения с использованием бумаги:
упражнения с использованием пластилина:
игры со счетными палочками:
игры с крупами:
игры с пальчиковым театром:
различные конструкторы и мозаики:
бусы:
различные шнуровки:
работа с трафаретами:
Примеры некоторых пособий, которые я использую в работе:
«Солнышко» - укрепляет и развивает мелкую моторику пальцев рук, развивает внимание, аккуратность; повышает чувствительность пальцев; воспитывает усидчивость и терпеливость в работе; снимает эмоциональное напряжение, развивает умение плести различные косички.
«Угости животное» - развивает мелкую моторику пальцев рук и тактильную чувствительность, развивает концентрацию внимания, усидчивость, аккуратность.
«Кто что ест?» – укрепляет и развивает мелкую моторику пальцев рук, развивает внимание, усидчивость. Цель игры – прикрепить прищепки с мордочками животных на круг, к тому виду пищи, которое ест это животное.
«Разноцветные прищепки» - укрепляет и развивает мелкую моторику пальцев рук, зрительно – моторную координацию, развивает внимание, фантазию, воспитывает усидчивость и терпеливость в работе.
«Рисование фасолью» – развивает мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, развивает внимание, фантазию, воспитывает усидчивость и терпеливость в работе.
«Пуговичные тренажеры» - укрепляют и развивают мелкую моторику пальцев рук, развивают внимание, фантазию, воспитывают усидчивость и терпеливость в работе. Цель игры – не только продолжать учит детей застегивать пуговицы, но и формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей, закреплять знания о цвете, геометрических фигурах, фруктах и др.
«Панель с гайками» - развивает движения пальцев рук, совершенствует захват двумя пальцами; развивает соотносящие действия: совмещение двух частей одного предмета; зрительно-двигательную координацию; стимулирует зоны кончиков пальцев; развивает межполушарное взаимодействие.
«Графические упражнения» - развивают мелкую моторику рук, четкость и точность движений, зрительно-пространственные представления, зрительно- моторные координации движений, глазомер, усидчивость, аккуратность, подготавливают руку ребенка к письму.
В. Сухомлинский: В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»
Результаты диагностического обследования детей по развитию речи: 2я младшая группа: Низкий уровень – 33% Средний уровень – 50% Высокий уровень – 17% Средняя группа: Низкий уровень – 10% Средний уровень – 60% Высокий уровень – 30%
Спасибо за внимание! Успехов в работе!