Третьеиюньская монархия. Столыпинский бонапартизм.
Вопросы для обсуждения: 1. Считаете ли вы, что: а) в России с 17 октября 1905 г. по 3 июня 1907 г. существовала конституционная монархия; б) I и II Государственные думы были настоящим парламентом? 2. Почему манифест царя от 3 июня 1907г. можно классифицировать как государственный переворот?
Завершение революции 1905 – 1907 гг., изменение избирательных законов и проведение последующих реформ во многом были связаны с деятельностью П.А.Столыпина
Бонапартизм – термин, первоначально употреблявшийся для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта, позднее стал использоваться для обозначения особой формы военной диктатуры, в основе которой лежит политика лавирования между классами.
Цель урока: Охарактеризовать политическую ситуацию в России после роспуска II Думы; Выяснить, почему деятельность П.А.Столыпина характеризовали как «бонапартизм»; Оценить итоги столыпинских преобразований.
III Государственная Дума 1907 – 1912 гг. На основании схемы и материала учебника объяснить понятия: «столыпинская партия», «октябристский маятник». Левые ? Правые ? Центр октябристы
Состав депутатов I, II, III Государственных Дум Партии I Дума II ДумаIII Дума Правые (монархисты, черносотенцы) Октябристы Прогрессисты--28 Кадеты Национальные меньшинства Трудовики Социал-демократы Эсеры-37- Беспартийные (и мелкие партии) Всего
Аграрная реформа «… Не может быть никакого сомнения, что аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог» П.Б.Струве «Отсрочка» старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один, и притом последний, клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения». В.И.Ленин
Исторические шляпы Белая – шляпа объективного наблюдателя Желтая – шляпа оптимиста Черная – шляпа пессимиста Красная – шляпа эмоционального участника Синяя – шляпа философа
Домашнее задание: На выбор: 1.Создать презентацию по теме: «Реформы П.А.Столыпина» 2. Написать эссе: «П. А. Столыпин – диктатор или реформатор?»