Системно-деятельностный подход как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью обучающихся на уроках английского языка Учитель МБОУ СОШ 3 пгт. Тымовское: О.С.Садовая
«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Цель системно-деятельностного подхода развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения.
Актуальность реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт. Системно-деятельностный подход предполагает: - воспитание и развитие качеств личности; -переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования ; -ориентацию на результаты образования, где развитие личности составляет цель и основной результат образования; -признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества; -учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - обеспечение преемственности ; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий.
Дидактические принципы: 1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, 2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. 3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, о самом себе), о роли и месте науки в системе наук. 4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса 6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, 7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников,
Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции ), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Структура урока в технологии системно- деятельностного подхода I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. III. Постановка учебной задачи. IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). V. Первичное закрепление. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII.Р ефлексия деятельности (итог урока).
Педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии: - проблемного обучения, -проектного обучения, -информационно-коммуникационные технологии
Метод кейсов (анализ конкретных учебных ситуаций) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы. Метод кейс – стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.