Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 г. Ишима
Цели урока: Обучающая: развивать умение учащихся «видеть» текст, находить тропы, с помощью которых автор описывает природу; определить роль выразительных средств языка в создании образов природы; выявить авторское отношение к природе. Развивающая: развивать речь, пополнять словарный запас учащихся. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви ко всему живому.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин
Художественные средства выразительности Сравнение фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Болотные елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками, могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Бег ручья с бормотаньем несущего свои воды по невидимым камушкам сравнивается с пением большого числа тетеревов.
Олицетворение - [или персонификация] выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия Деревья стонали и выли, боролись; старушки-елки волновались, одна из них тянет к тропе костяную руку; ветер поиграл с домиком, тетерев-косач приветствует солнце и т.д.
Антитеза - (от греческого antithesis - противопоставление), стилистическая фигура, со- или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов Собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему, они впивались сухими сучьями в живые стволы, ель и сосна, деревья, растущие на болоте, деревья соснового бора.
Эпитет- (греч. epitheton, "приложение"), определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете; здесь часто употреблено в значении "имя", "прозвище". Великое солнце могучие стволы соснового бора, несчастная жизнь, неизбывная злоба…
А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову...
Посмотреть на него с одной стороны покажется, он похож на быка, посмотреть с другой лошадь и лошадь: и стройное тело, и стройные ноги, сухие, и мурло с тонкими ноздрями. Но как выгнуто это мурло, какие глаза и какие рога! Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом сером осиннике.
Вывод 1. Природа у Пришвина ритмична, она помогает лучше понять произведение: представить героев, передать настроение. 2. Приемы, использованные художниками, оживляют пейзаж, который предстает перед нами во всем своем многообразии и богатстве, силе и красоте. 3. Писатель любит и тонко чувствует природу.