Применение Кейс - технологии в учебном процесс Ефименко Л.Ю. - учитель информатики
Для чего я использую кейс - метод в преподавании информатики Кейс - метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как : развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно - коммуникативно - технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации.
Непосредственная цель метода кейс - стади совместными усилиями группы учащихся проанализировать возникающую ситуацию, выработать практическое решение ; окончание процесса оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя ; отсюда принципиальное отличие метода кейс - стади от традиционных методик : школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы
Технология метода заключается в следующем : по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить ; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
В методе кейс - стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с « сухостью », не эмоциональностью изложения материала : эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
После индивидуального изучения и проработки проблемы группа переходит к её совместному обсуждению, разрабатывает общий проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. В группе выбираются : « координатор », организующий работу ; « секретарь », фиксирующий результаты работы группы ; « шкипер », представляющий проект на общее обсуждение.
Каждая группа по очереди представляет подготовительный материал. Творческой группе задаются вопросы по содержанию рассматриваемой проблемы, по уточнению подходов к её решению Результатом применения метода становятся знания и приобретённые в работе навыки
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.
Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно - ситуативное обучение с использованием кейсов.
Кейсовая технология ( метод ) обучения – это обучение действием. Суть кейс – метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего : происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс - представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу информации, ее обобщению и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Ситуационную методику обучения часто называют кейс – методом. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы : проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Отличительными особенностями кейс – метода являются : описание реальной проблемной ситуации ; единая цель и коллективная работа по выработке решения ; функционирование системы группового оценивания принимаемых решений ; эмоциональное напряжение учащихся.
Разработка кейса Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т. е. подбора соответствующего реального материала, в котором : моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть.
Основы беседы класса Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих ( других учащихся и учителя ) на свои действия. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Кейс – метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят : моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания проблемный метод, игровые методы, дискуссия, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.
Принципы данного метода : кейс – метод предназначен для получения знаний ; в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку ; результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы.
Анализ конкретной ситуации Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности обучающихся.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую - либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Чем отличается кейс от проблемной ситуации ? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения ; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом : индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса ( идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия ); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений ; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии ( в рамках учебной группы ).
Работа учеников с кейсом I этап знакомство с ситуацией, её особенностями ; II этап выделение основной проблемы ( проблем ), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию ; III этап предложение концепций или тем для « мозгового штурма »; IV этап анализ последствий принятия того или иного решения ; V этап решение кейса предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
В группе выбираются : « координатор », организующий работу ; « секретарь », фиксирующий результаты работы группы ; « шкипер », представляющий проект на общее обсуждение.