ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Щербаченко Любовь Дмитриевна заместитель директора по УВР МОУ ООШ 30 г.Сургут 2008 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила управления успехом на уроке Учитель математики и информатики Изминской средней общеобразовательной школы Г.М.Галиева МОУ Изминская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Приемы создания ситуации успеха на уроке Ситуация успеха- сочетание условий, обеспечивающих успех Главная задача учителя: -дать каждому из своих воспитанников.
Создание ситуации успеха на уроках ИЯ как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции «ВСЁ, ЧТО ПЕРЕСТАЁТ УДАВАТЬСЯ, ПЕРЕСТАЁТ И ПРИВЛЕКАТЬ»
Управление уроком как показатель творческой самореализации учителя Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь,
Мотивация и стимуляция учащихся в процессе обучения.
Мотивация является основным условием обучения Современный урок: - познавательный - прогрессивный - креативный.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Творческий отчет Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 4 Черкасовой Екатерины Игнатьевны.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Методы повышения мотивации. Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенска г.
Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания Подготовила учитель математики МОУ Озерницкой ООШ Вылегжанина Г.М
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Методы мотивации и стимулирования (перечень). Эмоциональные Поощрение Порицание Учебно – познавательные игры Создание ярких наглядно – образных представлений.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Партизанская средняя общеобразовательная школа Подготовила Директор школы Юрьева Л.В..
Педагогический проект. Включенность каждого ученика в учебный процесс при помощи интерактивных методов обучения.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Активные методы обучения Услышишь -забудешь, Увидишь –запомнишь, Построишь –поймешь. Конфуций.
«Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности»
Транксрипт:

ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Щербаченко Любовь Дмитриевна заместитель директора по УВР МОУ ООШ 30 г.Сургут

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ МОУ ООШ 30 К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Как часто Вы являетесь инициатором нового вида деятельности? Как часто используете разнообразные типы урока? Сложно ли Вам применять различные методы и приемы проведения урока? Как часто используете игровые моменты на уроке? Насколько Вы мобильны в организации и проведении нетрадиционных уроков? Как легко Вы включаетесь в проектно- исследовательскую деятельность? Можете ли Вы отказаться от авторитарного руководства и положиться на самостоятельность учащегося?

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся В. М. Лизинский Основной ступенью профессионального развития педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого - педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно - воспитательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Учитель должен научится работать в режиме творческого развивающего обучения. Освоение проблемно-поисковых методов эвристических, игровых все это значимые вехи на пути организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Педагогу необходимо формировать устойчивые творческие группы учащихся, нацеленные на совместное «проживание» и активное участие в процессе, где деятельность организуется и мотивируется совместно согласованными и принятыми целями. Является важным и умение учителя использовать естественные доминанты интересов учащихся в целях обучения. Коммуникативная культура педагога важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию как ведущему средству интерактивного обучения. Нужно научить ученика находить идеи и пути решения различных проблем.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Необходимо научить ребенка работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем простраивание проблем по степени значимости анализ проблем определение целей, задач и направлений деятельности наработка возможных вариантов решений выбор наилучших просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов определение механизма решения проблем составление программы или плана работы.

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ХОРОШИХ МЕТОДОВ СУЩЕСТВУЕТ РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ХОРОШИХ УЧИТЕЛЕЙ. Д. Пойа

ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА уроки - «погружения»; уроки деловые игры; уроки прессконференции; уроки соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки зачеты; уроки сомнения; уроки творческие отчеты; уроки формулы; уроки конкурсы; бинарные уроки; уроки общения; уроки фантазии; уроки игры; уроки - «суды»; уроки поиска истины; уроки лекции «Парадоксы»; уроки концерты; уроки диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки ролевые игры; уроки конференции; уроки семинары; уроки игры «Поле чудес»; уроки экскурсии; межпредметные уроки.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ УРОКИ «Открытие Америки Колумбом»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 1. Интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой или проблемой. 2. Комбинированные (лекционно семинарские и лекционно практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала. 3. Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект субъектных отношений) и культуры умственного, учебно - продуктивного и творческого труда (субъект объектных отношений).

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ролевые дидактические имитационные организационно-деятельностные

ПЕРЕХОД ОТ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ К ДИАЛОГИЧЕСКОМУ Субъект субъектное взаимодействие способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА (СИСТЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ,ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ,СИТУАЦИЙ) Виды ситуации: ситуация выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и не правильных, и необходимых выбрать правильное (оптимальное); ситуация неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных; ситуация конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположности, что, кстати, часто встречается на практике; ситуация неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью; ситуация предложение, когда преподаватель высказывает предложение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых; ситуация опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой либо идеи, какого либо проекта, решения; ситуация несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления и др.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ ФОРМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ Формы учебной работы учащихся: коллективные парные групповые бригадные индивидуальные фронтальные

ПОВЫШЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ВЕСА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ По уровню самостоятельности: Репродуктивный Частично – Поисковый Творческий поисковый Репродуктивный, Эвристический, Проблемно – Моделирующий проблемно программированный поисковый (исследовательский) объяснительно – иллюстрированный По уровню исследовательской деятельности:

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АВТОРСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом). 2) «Для меня сегодняшний урок...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий). 3) «Экспертная комиссия» (группа учащихся помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятий, либо выступают экспертами в случае спорных моментов). 4) «Работа в диадах» (предварительное оговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа). 5) «Сообщи свое Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего либо: «Я бы, пожалуй, сделал так...»). 6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было...», «Я однажды наблюдал в жизни своей...»). 7) Пантомомическое изображение предмета разговора. 8) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Эмоциональные: поощрение, учебно познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворения желания быть значимой личностью. Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ УСПЕХОМ НА УРОКЕ Любой человек стремится к успеху. С.Френе Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то значит, что урок, возможно был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому. что на нем происходило. Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущения успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.

ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ УСПЕХОМ НА УРОКЕ Предвкушение необычности, способность учителя удивить, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Необходимо учитывать способности и особенности детей. Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.

ВЫВОД Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, а интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся.