Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом Мельникова Валентина Афанасьевна Учитель - логопед
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Усть-Илимска Иркутской области Двуязычным или билингвом считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками
Особенности устной речи детей с билингвизмом. нарушение восприятия фонем, общих для обоих языков; нарушение произношения звуков, присутствующих, как в родном, так и в русском языке; искажение звуко-слоговой структуры слов, не связанные с интерференцией; ограниченный словарный запас как родного, так и русского языков; низкий уровень развития фразовой речи на русском языке; недоразвитие лексико-грамматического строя речи обоих языков; плохое понимание или полное непонимание русской речи
Организация работы по оказанию помощи детям с билингвизмом. двуязычен ли ребёнок с рождения (один из родителей хорошо говорит по-русски); введен ли второй язык и в каком возрасте (такое усвоение качественно отличается от усвоения на более поздних этапах); имеют ли дети возможность слушать и смотреть радио- и телепередачи, фильмы, читать книги на русском языке; живёт ли семья среди русского населения или в национальном сообществе
Основные задачи коррекционной работы обогащать и уточнять словарный запас детей; формировать навыки словообразования и словоизменения; учить произносить слова различной слоговой сложности; обучать правильному согласованию различных частей речи; отрабатывать понимание пространственного значения предлогов; обучать правильному грамматическому оформлению предложений; учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи; воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.
Базовые параметры предложные конструкции (предлоги); различные типы предложений; падежные конструкции; согласование различных частей речи; словообразование и словоизменение
Работа над предложением Формировать умения конструировать предложения по заданному слову дописать окончания в словах восстанавливать дефформированные предложения (слова даются в исходной форме) закреплять умения правильно устанавливать связи между словами дополнять пропущенные слова в предложения
Виды работы фронтальная работа с наглядно-практическим материалом; работа в парах; работа по цепочке; выполнение действий по инструкции и называние их; ролевое моделирование ситуаций; беседы, дидактические игры, игровые упражнения, занимательные задания
Используются игры Скажи наоборот, Назови, не ошибись!, Догадайся, каким будет 4ое слово (смысловые ряды), Кто как передвигается, Слушай и показывай, У меня – у тебя (существительные единственного-множественного числа); Исправь ошибки у Незнайки, Ответь на вопросы Звукознайки, Неоконченные предложения, Угадай, о чём речь, Спроси правильно, Мои игрушки, Найди хозяина, Маша-растеряша
Игры-лото Подбери по форме, Цветовые фоны, Назови наоборот, Детёныши животных, Чей нос, чей хвост?, У кого что есть?, Что сначала – что потом.
Логопедические занятия расширяют знания детей об окружающем мире, помогают усвоить необходимые языковые средства (словарь, грамматический строй), способствуют более успешной адаптации в школьном коллективе