Тема: «Роль национального образования и воспитания в сохранении и развитии традиций народов Поволжья».
Цель: Показать роль национального образования и воспитания через выступления учителей из опыта преподавания татарского языка и литературы.
Задачи: 1. Дать информацию о состоянии преподавания татарского языка и литературы. 2. Выявить установки учащихся к изучению татарского языка в гимназии. 3. Приобщить учащихся к изучению исторических ценностей, развитие их способностей эстетического воспитания. 4. Осознать значимость языка в развитии истории каждого народа.
Закон «О языках народов Республики Татарстан» г.
«Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан» г.
Закон «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» г.
«Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков Республики Татарстан на 2004 – 2013 годы» г
Программа развития государственных языков Республики Татарстан по гимназии 26 до 2013 года.
Цель этой программы: Совершенствование реализации двуязычия; создание условия для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан; содействие толерантности во взаимоотношениях различных этнических групп и национальностей; привития навыков общения и позитивного поведения в духе национальных традиций.
Задачи: 1. Создание условий для активизации языкового познания учащихся, развития и углубления навыков речи учащихся на двух государственных языках. 2. Воспитание у учащихся уважение к родному языку и уважения к другим языкам. 3. Развитие этнического самосознания у учащихся школы и их родителей, познание смысла этнических корней и их историко – культурное осмысление. 4. Воспитание учащихся на национальных традициях, прививая этническое сознание во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями. 5. Расширение материально – технической базы и учебно – методического комплекса для изучения языков Республики Татарстан. 6. Внедрение и использование учебно - воспитательного процесса национально – регионального компонента.
Принципы, на которых будет строиться образовательный процесс в школе: принцип гуманизма /отсутствие авторитаризма одной культуры над другой, учет физических, духовных, интеллектуальных потребностей учащихся любой национальностей/; принцип толерантности /терпимость к чужим мнениям, верованиям, отсутствие ненависти и враждебности между людьми разных национальностей/; принцип демократизма /признание прав и обязанностей обучающихся и создание комфортных условий для развития/.
Ожидаемый результат: Выпускник, владеющий двумя государственными языками, любящий родной язык и уважающий другие языки, ориентированный на толерантное отношение ко всем этническим группам, знающий смысл своих этнических корней и проникнутый национальными и общечеловеческими ценностями.
Степень владения татарским языком. Варианты ответов ТатарыРусские Свободно говорю, читаю, пишу 73%5% Свободно говорю, но читаю и пишу с затруднениями 0%10% Говорю с затруднениями 20%70% Понимаю, но не говорю 13%5% Не владею этим языком 0%5%
Что может стимулировать интерес к татарскому языку? Меры ответы Повышение престижа татарского языка 30% Восстребованность языка в ходе дальнейшей работы 60% Развитие современной культуры в условиях города 43% Расширение возможностей его использования после окончания школы 40% Возможность получить высшее образование на татарском языке 2% Ничто не может25% Преодоление провинциализма СМИ, работающих на татарском языке 11%