"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность." Бернард Шоу "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность." Бернард Шоу Проектная деятельность в начальной школе Выполнила: Коробейникова Ольга Владимировна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 504 г. Санкт-Петербург 2012г.
Востребованы люди: адаптированные творческие активные мобильные и инициативные
Современный человек должен уметь: наблюдать отвечать за принятые решения анализировать делать предложения
Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления.
- Проект – цель принятая, осознанная детьми. - Проект – это детская самодеятельность поэтапное движение к цели. - Проект –звено в системе воспитания, развивающей личность. Проект – метод педагогическиорганизованного освоения ребенком окружающей среды.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности, которым присуще отличительные особенности.
Отличительные особенности проектного метода Наличие личностно значимой проблемы, социально значимых целей и задач, средств их достижения; Самостоятельное планирование действий по разрешению проблемы; Самостоятельный поиск информации, ее обработка и осмысление; Творческое оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности (плакат, реферат и т.д.); Презентация «продукта» и его социальной значимости; Наличие сопровождающей и отчетной документации; Рефлексия собственной деятельности.
Психолого-педагогические особенности проектной деятельности в начальной школе Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирова- ние вопросов, планирование, рефлексия …) Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Специфика использования метода проектов в начальной школе 1 Следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста; 2 Необходима особая готовность детей, а именно, умения: выражать собственную точку зрения; слушать; договариваться; адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; делать конструктивные предложения, замечания.
Подготовка учеников к проектной деятельности организация общей диагностики младших школьников и их родителей; определение уровня воспитанности школьника и подготовка характеристики воспитанности класса; выявление интересов обучающихся; предоставление детям возможности объединиться по интересам в группы для создания проектов; проведение беседы о сотрудничестве в группе (правила сотрудничества); формирование темы воспитательного дела; консультирование школьников по поиску информации по теме в научной, методической литературе и интернете
Правила сотрудничества в группе в группе нужно слушать и слышать друг друга; нельзя перебивать говорящего; нельзя критиковать выступающего; надо уметь находить позитив в высказываниях своих товарищей; выступая, следует предлагать действительно новые идеи; если предлагать новые, нестандартные идеи, то делать это так, чтобы увлечь ими других членов команды.
Этапы реализации проекта в начальной школе: 1 этап – подготовительный. На уроке создаётся проблемная ситуация. Определяются цели и задачи. В ходе "мозгового штурма" ищутся пути решения и определяются темы проектов, средства достижения намеченных целей и задач. В основном дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. В группах (если это групповой проект) распределяются роли. Обсуждаются план работы и сроки. 2 этап – практический. Выполняются запланированные технологические операции. Проходит подготовка и защита презентации продукта (плаката, реферата, изделия, модели, альманаха, фильма, мультимедийной презентации и т.п.); Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Значение проектной деятельности в начальной школе Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку проектная деятельность- движущая сила развития и воспитания младших школьников. Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес.