Зинаида Николаевна Гиппиус ( ) «14 декабря 1917 года » (« Простят ли чистые герои ?») Стихотворение появилось в газете « Вечерний звон » в 8 от 14 декабря 1917 года под названием « Им ». Имеет эпиграф - посвящение : « Д. Мережковскому » Одно стихотворение и два события русской истории
Зинаида Николаевна Гиппиус ( ) родом из обрусевшей немецкой семьи, с детских лет увлекалась «писанием стихов и тайных дневников». В 1889 году в Тифлисе вышла замуж за Д. С. Мережковского, с которым «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день». Вместе с мужем в том же году переехала в Петербург, где супруги Мережковские завели широкие литературные знакомства и вскоре заняли видное место в художественной жизни столицы. После появления программной работы Д. С. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма. В начале века квартира Мережковских становится одним из центров культурной жизни Петербурга, где молодые поэты проходили нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой». З. Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи это молитвы»). З. Гиппиус и Д. Мережковский становятся непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России («Да, самодержавие от Антихриста», пишет Гиппиус в это время). Октябрьскую революцию З. Гиппиус приняла враждебно и в начале 1920 вместе с мужем эмигрировала, поселилась во Франции. За границей вышли еще два ее поэтических сборника: «Стихи. Дневник » (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939).
С 1892 г. творчество З. Гиппиус носит символистский характер Она становится идеологом русского символизма, признанным молодыми поэтами « мэтром » поэзии Поэзия призвана служить красоте и истине Борец за свободу, она враждебно приняла Октябрьскую революцию
«14 декабря 1917 года » (« Простят ли чистые герои ?»)
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. Мы потеряли всё святое: И стыд души, и честь земли. Мы были с ними, были вместе, Когда надвинулась гроза. Пришла Невеста. И Невесте Солдатский штык проткнул глаза. Мы утопили, с визгом споря, Её в чану Дворца, на дне, В незабываемом позоре И в наворованном вине. Ночная стая свищет, рыщет, Лёд но Неве кровав и пьян… О, петля Николая чище, Чем пальцы серых обезьян!
Рылеев, Трубецкой, Голицын! Вы далеко, в стране иной… Как вспыхнули бы ваши лица Перед оплёванной Невой! И вот из рва, из терпкой муки, Где по дну вьётся рабий дым, Дрожа протягиваем руки Мы к вашим саванам святым. К одежде смертной прикоснуться, Уста сухие приложить, Чтоб умереть – или проснуться, Но так не жить!
Мы -… - … - « серые обезьяны » Они - … - … - « святые »
Мы – революционеры – герои 1917 года – современники Октябрьской революции - серые обезьяны, потерявшие всё святое Они – декабристы - борцы за свободу народа – чистые герои- святые
Образы – символы стихотворения З. Гиппиус «14 декабря 1917 года » Образ - символ Художественный приём Термин Значение символа ???? ???? ????
Образы – символы в стихотворении З. Гиппиус «14 декабря 1917 года»
Каков художественный смысл обращения З. Гиппиус к событиям русской истории ? Почему З. Гиппиус обратилась именно к Восстанию декабристов ?
Уроком истории, литературы или нравственности вы бы его назвали ? Почему ?
1) Поработать над другими образами – символами стихотворения, продолжив таблицу. ИЛИ 2) Написать историко - философское мини - эссе, приобщив литературный материал, на тему : « Чистые герои » русских революций » У Д А Ч И !!!