Уроки литературного чтения в технологии развития критического мышления учитель начальных классов МБОУ СОШ 4, г. Урай, ХМАО-Югра Клепальская Наталья Фёдоровна
Основная цель модернизации российского образования формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Цели и задачи системы обучения школьников по программе «Начальная школа ХХI века», практически полностью отвечают Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ.
Цель обучения формирование системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.
Методическая система, которая позволяет решить проблему формирования навыка осознанного чтения – это современные технологии. Проблема – спад читательского интереса. Цель: сформировать у учащихся навык осознанного чтения посредством технологии критического мышления. Результативность: повышение качества обучения по литературному чтению (на 17%) повышение качества обучения по литературному чтению (на 17%) результативность участия в литературных конкурсах разного уровня результативность участия в литературных конкурсах разного уровня способность глубоко мыслить, выражать свою точку зрения способность глубоко мыслить, выражать свою точку зрения ставить проблемы и находить пути их решения ставить проблемы и находить пути их решения повышение мотивации и интереса к предметуповышение мотивации и интереса к предмету Являюсь руководителем творческой группы «Современные технологии при обучении детей чтению» в ГМО
Название технологии Цельрезультативность Метод проектов Через совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности достичь поставленной задачи и оформить в виде некоего конечного продукта Повышение качества представленных проектов на конференции Разноуровневое обучение Дать возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей Повышение качества обучения (на 8%)
Название технологии Цельрезультативность Метод тестирования Получение объективных и точных данных, облегчающих математическую обработку результатов. Объективность выставляемой отметки Информационно- коммуникационные технологии Подготовка и передача информации обучаемому, средством компьютера, Интернета. Овладение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Здоровьесберегаю- щие технологии Способствовать сохранению и укреплению здоровья, формировать представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Уменьшение количества заболевших вирусными заболеваниями (на 17%),
Какими приёмами ТРКМ я пользуюсь на уроках? На уроках литературного чтения замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, чтение с пометами, чтение с остановками и другие.
Эффективность приема чтения с пометами повышается за счет использования условных обозначений: + - это я знал ! – это новое для меня *- это было интересно Все приемы способствуют развитию личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры. Решают комплексные вопросы эмоционального, творческого, литературного, а так же нравственно-этического воспитания, что соответствует целям и задачам образования.
Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения. Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. Л.Н. Толстой. «Прыжок» Мальчик Отчаянный, беспечный Поддался, полез, прыгнул. 4. Надо думать о своих близких. 5. Безответственный
Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы. К примеру, рассмотрим тему «Сказки» на уроке литературного чтения в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «жанр», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Назовите особенности жанра «сказка». сказки авторские или народные принцип построения Особеннные сказочные слова где и как применить в жизни виды