ПРИЧАСТИЕ Обобщающий урок по теме «Причастие» Цели: проверить знания учащихся по теме; активировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии; продолжить работу по восприятию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА М.В. БАРАТАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ ГИМНАЗИИ 5 Г. СОЧИ
Вот свойство мое обязательное: Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. Глагол по значению напоминаю. Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В. Даль. Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В. Даль. - О чем эта загадка? - О чем эта загадка? - Как понять смысл этого высказывания? - Как понять смысл этого высказывания?
Причастие особая форма глагола, которая обозначает: признак предмета по действию; признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?какая?какие? отвечает на вопрос какой?какая?какие?
Как формы глагола причастия обладают некоторыми его грамматическими признаками они бывают совершенного и несовершенного они бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. вида, настоящего и прошедшего времени. Форм будущего времени причастия не имеют. Причастия бывают действительными и страдательными. и страдательными. Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные грамматически зависят от существительных, согласуются с ними в том же падеже, числе и роде. Причастия изменяются по падежам, числам и родам. Некоторые причастия, как и прилагательные имеют полную и краткую форму. Начальная форма причастия – Им.п., ед.ч., м.р. Синтаксическая роль в предложении – определение или именная часть составного сказуемого, если причастие выражено краткой формой. Как формы глагола причастия обладают некоторыми его грамматическими признаками они бывают совершенного и несовершенного они бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. вида, настоящего и прошедшего времени. Форм будущего времени причастия не имеют. Причастия бывают действительными и страдательными. и страдательными. Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные грамматически зависят от существительных, согласуются с ними в том же падеже, числе и роде. Причастия изменяются по падежам, числам и родам. Некоторые причастия, как и прилагательные имеют полную и краткую форму. Начальная форма причастия – Им.п., ед.ч., м.р. Синтаксическая роль в предложении – определение или именная часть составного сказуемого, если причастие выражено краткой формой.
-ащ-ащ -ящ-ящ -ущ-ущ -ющ-ющ -вш -ш -ем (-ом) -им -енн -нн -т
строить-красить-любить-писать-стелиться-дремать- Образуйте действительные причастия настоящего времени. Образуйте действительные причастия настоящего времени. стро щий крас щий люб щий пиш щий стел щийся дремл щий
Образуйте страдательные причастия настоящего времени Слышать, гнать, видеть, праздновать, ненавидеть, следовать, вести, читать. Образуйте действительные причастия прошедшего времени Таять, клеить, вертеть, тараторить, лелеять, реять, сеять, строить.
Составьте текст на тему «Осенняя природа», употребив данные причастия. Составьте текст на тему «Осенняя природа», употребив данные причастия. Стел_щаяся дымка, шепч_щиеся деревья, дремл_щая река, ве_щий ветерок, та_щее утро, колыш_щиеся травы. Стел_щаяся дымка, шепч_щиеся деревья, дремл_щая река, ве_щий ветерок, та_щее утро, колыш_щиеся травы.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. На письме причастный оборот выделяется запятыми, если определяемое слово ( существительное, от которого зависит причастие) стоит перед причастным оборотом. сущ. Х к какие? Мальчики,I утомленные долгим путём I, шли молча. ~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Причастный оборот не выделяется запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота. Причастный оборот не выделяется запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота. Изредка вдалеке слышится I слабый и Изредка вдалеке слышится I слабый и ~~~~~~ ~~~~~~ какой? Х сущ. какой? Х сущ. постепенно усиливающийся I гул. постепенно усиливающийся I гул. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Прочитайте текст и выполните задание Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки. Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки. И те кто были им вызваны пробужденные вдруг подали свои чистые никем не напуганные голоса. И те кто были им вызваны пробужденные вдруг подали свои чистые никем не напуганные голоса. 1. Расставить недостающие знаки препинания. 1. Расставить недостающие знаки препинания. 2. Определить тип и стиль текста. 2. Определить тип и стиль текста. 3. Выписать из текста причастия и указать рядом глаголы, от которых они образованы. 3. Выписать из текста причастия и указать рядом глаголы, от которых они образованы. 4. Объяснить орфограмму причастий, встретившихся в тексте. 4. Объяснить орфограмму причастий, встретившихся в тексте. 5. Подчеркнуть в тексте причастные обороты. 5. Подчеркнуть в тексте причастные обороты. 6. Выписать из текста глаголы и образовать от них все возможные временные причастные формы. 6. Выписать из текста глаголы и образовать от них все возможные временные причастные формы.
Запишите домашнее задание Упр.127 и повторить правила об образовании действительных и страдательных причастий Упр.127 и повторить правила об образовании действительных и страдательных причастий СПАСИБО ЗА УРОК ! СПАСИБО ЗА УРОК ! ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА М.В. БАРАТАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ ГИМНАЗИИ 5 Г. СОЧИ
Рефлексия Что дал вам сегодняшний урок? Что дал вам сегодняшний урок? Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя причастие»? Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя причастие»? На чём необходимо заострить внимание при подготовке к зачёту и контрольной работе? На чём необходимо заострить внимание при подготовке к зачёту и контрольной работе?