Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
Цели урока: 1. Повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; 2. Повторить пунктуационное правило «Запятая при однородных членах предложения»; 3. Закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; 4. Пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева;
Где вдохновенье неподдельно, там есть поэзия. В.Г.Белинский. Федор Иванович Тютчев 23 ноября 1803 год
22 августа 1857 года… Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо…И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. -Да, получилось, -произнес он. –Вот послушай. Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Он передал дочери листок бумаги и сказал: - Вот еще запиши, сейчас пришло в голову: Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива.
Мураново. Усадебный дом поэта Ф.И Тютчев родился в Орловской губернии в родовом имении Овтюг. Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург. Поэт поклонялся миру природы, которая для него была живым существом. Давайте поработаем со стихотворением Тютчева.
? Пусть сосны и ели Всю зиму торчат В снега и метели Закутавшись спят. Их тощая зелень Как иглы ежа Хоть ввек не желтеет Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..
Задание к стихотворению Придумайте название к стихотворению. Совпадет ли оно с авторским? Сколько строф в стихотворении? Каков центральный образ стихотворения? Сколько времен года пролетает перед нами и какие? Как меняется настроение? Какие образные средства использует поэт?
1. 1. Спишите 1 строфу, поставьте знаки препинания,объясните их Назовите имена прилагательные в тексте. Какова их роль? В чем особенность прилагательного не свежа Запишите данное прилагательное в ед. числе, м.р Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий. Придумайте еще слова с данной орфограммой.
Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте. В Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета
В 1822 зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправился в Мюнхен, где прослужил дипломатом более 20 лет. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию»
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР Есть в светлости осе.?.их вечеров Умильная т…инственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Б…гряных листьев томный, ле..кий шелест Тума.?.ая и тихая лазурь Над грус.?.но-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, П..рывистый, х..лодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье и на всем Та кроткая улыбка ув..данья, Что в существе разумном мы з..вем Божественной стыдливостью страданья. 1830
Итоги. Домашнее задание. Что запомнилось из биографии поэта7 Что запомнилось из биографии поэта7 Зачем в тексте нужны имена прилагательные? Зачем в тексте нужны имена прилагательные? Какие орфограммы сегодня мы повторили? Какие орфограммы сегодня мы повторили? Дома: найдите и запишите отрывок из любого стихотворения поэт, выполните морфологический разбор прилагательных из него. Дома: найдите и запишите отрывок из любого стихотворения поэт, выполните морфологический разбор прилагательных из него.