Мотивация учебной деятельности
Младший школьный возраст – это определяющий этап в формировании личности. От того, какой фундамент будет заложен в данном возрасте, зависит всё дальнейшее развитие ребёнка. Это касается как его общечеловеческих качеств, так и его музыкальное развитие. Дети с раннего возраста сталкиваются с таким видом деятельности, как групповое пение. С чего же необходимо начинать воспитание желания ребёнка к певческой деятельности? Как развить имеющиеся музыкальные задатки, как сформировать желание ребёнка к групповому пению?
Работая с младшей группой, не следует разделять детей на точно и неверно интонирующих (у многих детей координация между слухом и голосом при регулярных занятиях налаживается быстро). Для выявления причин неверной интонации надо обязательно прослушивать каждого ребёнка отдельно
На первых занятиях необходимо ввести детей в мир прекрасного, рассказать им о музыке, хоровой музыке, хоровых певцах и т.д. Дети младшего возраста эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками беседы. В доступной форме начинать вокально-хоровую работу (знакомить с певческой установкой, с видами дирижёрских жестов, рассказать о голосовом аппарате, о технике дыхания).
В работе над ритмическим рисунком, представляющим трудность для детей, следует использовать следующие приёмы: прохлопывание ритма отдельными детьми, а так же всем хором, различные движения под музыку.
Хормейстеру нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям. Очень хорошо сказал об этом известный мастер хорового дела Болгарии Бончо Бочев: «Без ласки нет песен».
Сделаем некоторые обобщения, которые, на наш взгляд, следует иметь в виду в работе с младшим хором: 1. Хормейстеру обязательно нужно учитывать психологические и физиологические особенности младшего школьного возраста. 2. Создавать благоприятные условия для усвоения нового материала. Например, такой приём, как подражание, необходим на первом этапе работы. Показ педагога – вообще очень эффективный метод работы, а на начальном этапе, когда дети очень склонны к подражанию, это метод просто незаменим. 3. Педагогу следует использовать не только метод подражания – «сделай, как я», но также спрашивать наиболее активных, способных детей – тех, кто может служить примером для подражания. 4. В хоровой работе с младшей группой надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь, элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучить начинающих певцов к новым формам деятельности. На этом этапе именно игру и следует использовать как метод в преодолении трудностей.
Игровые приёмы облегчают хоровую деятельность младших школьников. Чем многообразнее будет проводиться такая работа, тем лучшие результаты она даст.
Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, уметь находить верные слова, рождающие ассоциации с близкими и понятными ребёнку явлениями, поддерживать и ободрять своих певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями. В работе с малышами обязательно надо учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отклоняются от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений.