Активные и интерактивные методы преподавания предметов граждановедческого цикла Ольга Михайловна Алкина, МОУ «Красногорская СОШ 1», учитель истории и обществознания
Образовательные методики Активные такие, которые позволяют учащимся, прежде всего: - формировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать; - учиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение; - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций; - уметь решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами; - продуктивно усваивать учебный материал; - анализировать факты и информацию; - комфортно себя чувствовать на занятии; - проявлять свою индивидуальность. Интерактивные методы, способствующие установлению межличностных отношений в группе, интенсивному усвоению материала и активному участию
«Современная технология гражданского образования» (пособие) Пассивные методы Активные методы Интерактивные методы
Пассивные методы Центр Информация Учащиеся Воспроизводство информации Учитель, книга, учебный фильм, Магнитофонная запись
Активные методы Информация Центр Аудитория ответная реакция Развитие мыслительных умений
Интерактивные методы Центр ? Учитель Взаимодействие Сотрудничество Учащиеся
Компетентностный подход в гражданском образовании Гражданская компетентность представляет собой ряд ключевых компетентностей
Исследовательс кая компетентность Компетентность социального выбора Компетентность социального действия Коммуникативна я компетентность Учебная компетентность Способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации Способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами Способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения Способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. Способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях
Гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Интерактивные методы Ролевые и деловые игры. Социальное проектирование. Акция. Гражданский форум. Дебаты Тренинги
Социальное проектирование Этот интерактивный метод способствует развитию у учащихся ключевых компетентностей, отмеченных в проекте модернизации российской системы образования.
Company Logo Предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя Способ участия в общественной жизни Способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями Text Социальное проектирование
Company Logo Гражданский форум Способ преодоления безразличия и пассивности Форма общественного обсуждения, первая ступенька гражданского участия Формируется собственный взгляд на сложные проблемы
Проблемы в преподавании предметов граждановедческого цикла Отсутствие хорошо отлаженной системы подготовки профессиональных преподавателей курсов по гражданскому образованию в школе: обучение на уроках граждановедческого цикла строится учителями школ аналогично преподаванию других предметов.
Сложность в организации пространства Ограничение во времени из-за классно- урочной системы Большие классы Неуверенность в своих силах Процесс оценивания успешности ученика в становлении его гражданской компетентности
Морально-ценностные ориентиры учащихся не подлежат оцениванию. Цель педагога - создавать условия, позволяющие учащимся осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять.
В преподавании предметов граждановедческого цикла принципиальное значение имеет выбор методов обучения. Они должны иметь обучающий, интерактивный характер, вовлекать в процесс учебной деятельности.
LOGO