Педагогический совет на тему: «Целеполагание в воспитательном процессе».
Источники целей воспитания: 1)запрос общества 2)сам воспитанник 3)педагог и педагогический коллектив Цель воспитания – создание условий для проявления и развития личностных функций ребёнка. 2 варианта целей: 1)цели задаются извне; 2)цели ставятся педагогом самостоятельно в процессе своей деятельности.
Целеполагание - ведущий компонент воспитательного процесса и важнейший воспитательный метод. Целеполагание – это выбор стратегии воспитания, разработка чёткого проекта воспитательного процесса.
Алгоритм целеполагания: 1)выдвижение и обоснование воспитательных целей (актуальность) Цели могут быть -тактические -стержневые -оперативные 2)определение путей достижения выдвинутой цели (планирование) 3)определение ожидаемого результата (изменение в отдельной личности или в коллективе) Цель средство результат.
Принципы целеполагания: 1. Учёт общественного идеала или воспитательных ценностей Классификация воспитательных ценностей -общечеловеческие (вечные) -конкретно – исторические -этнические -заимствованные 2.Цель должна отражать то,что для данного возраста приоритетно 3.Целью может быть то, что реально возможно (добиться,привить и т.п.) 4.Диагностичность (возможность проверить…) Принципы целеполагания: 1. Учёт общественного идеала или воспитательных ценностей Классификация воспитательных ценностей -общечеловеческие (вечные) -конкретно – исторические -этнические -заимствованные 2.Цель должна отражать то,что для данного возраста приоритетно 3.Целью может быть то, что реально возможно (добиться,привить и т.п.) 4.Диагностичность (возможность проверить…)
Важное значение в развитии каждого качества ребёнка имеет: 1)информированность (понимание ребёнком этого качества); 2)желание иметь это качество; 3)появление у ребёнка опыта подобного поведения (критического, ответственного, самостоятельного и т.п.)
Варианты формулировок воспитательных целей и задач.
Цель: Создание условий для приобретения опыта автономного поведения. Задачи: 1.Создание условий для осознания ребёнком своих возможностей,способностей,склонностей. 2.Развитие способностей к автономному независимому поведению. 3.Развитие внутренней свободы и самообладания. (возраст,показатели,диагностика, реальность)
Цель: Создание условий для развития творческих качеств личности. Задачи: 1.Привитие стремления к творчеству в сфере личного интереса. 2.Способствование творчеству во всех сферах жизнедеятельности. 3.Создание условий для превращения творчества в образ жизни. 4.Создание условий для проявления творческого подхода к делу.
Цель: Создание условий для воспитания ответственности как фундаментальной личностной характеристики. Задачи: 1.Воспитание способности осознавать ситуацию ответственности. 2.Воспитание умения готовности переносить ответственность на новые сферы жизнедеятельности. 3.Привитие способности к нравственному самоконтролю (совестливость).
Что необходимо учитывать педагогу при постановке воспитательных задач: 1)Задача воспитателя – педагога оказать влияние на личностный компонент в личности ребёнка. 2)В воспитательном процессе должны быть удовлетворены главные потребности человека (в творчестве,признании, защищённости).
3)Необходимо стимулировать самостоятельность детей, критическое отношение к себе и коллективу. 4)Необходимо отказаться от всяческого формализма в воспитательной работе. 5)Источник развития ребёнка – это накопление личностного опыта (способность переживать, делать выводы, принимать решения, осуществлять выбор).