Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
Текст – это уникальная языковая и речевая единица, в которой воплощается и индивидуально-авторское видение мира, и опыт, накопленный человечеством. Текст мы рассматриваем как основную единицу речевого общения, имеющую внешнюю и внутреннюю, содержательную стороны. К внешнему оформлению текста относится и выбор автором типа и стиля речи, и композиционное оформление высказывания – соответствующая замыслу последовательность расположения частей текста, и подбор необходимых языковых средств, как для связи предложений, так и для выражения общей идеи произведения.
В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, препарировать, объяснять. Безусловно, без анализа художественного текста не обойтись. Но искусство анализа – не самоцель, а средство развития эстетического, интеллектуального, творческого потенциала человека. Как разрешить это противоречие?
К сожалению, на уроках литературы чаще всего ставка делается на интеллект, на стремление вычленить тему, идею, художественные средства. Такие понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды и т.п., остаются за пределами внимания ученика. При таком подходе улавливается лишь то, что лежит на поверхности, за пределами анализа чаще всего остаются глубинные слои смысла.
Альтернативой такому анализу может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления. Еще Л.Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства.
- структура образной системы; - полисемантизм ключевых слов текста; - ассоциации; - ритмическая и звуковая организация стиха.
Первичное чтение, знакомство; «О чем текст?» Второе чтение, интерпретация текста; Выстраивание ассоциативных образных цепочек; Выявление авторской позиции; Обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным элементам текста - вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т.п.; Выявление главной мысли произведения; Сопоставление анализируемого произведения с другими, аналогичными по тематике произведениями того же автора; Рассмотрение данного произведения в контексте мировой литературы.
Семантизирующий (человек воспринимает текст, осознает только значения лингвистических единиц, не понимая текста в целом). Когнитивный (человек осознает смысл текста, соотнося его с какой-либо ситуацией действительности). Распредмечивающий (человек пытается понять текст автора адекватно его замыслу и, быть может, значительно шире).
Нам известно, что любой текст представляет в своих синтаксических конструкциях общую модель языкового видения человеком мира. Начиная диалог с автором, мы должны понять, какова тема его высказывания. Вспомните, что тему речи мы можем определить по названию текста или первым строчкам, первому предложению. Далее мы стараемся выделить подтемы текста и для легкости ориентации в произведении нам помогают абзацы. Читаем текст по предложениям или абзацам (в стихотворении – по четверостишиям) и пытаемся понять, о чем говорит автор: пересказываем для себя своими словами текст автора. Одновременно выделяем грамматические основы предложений текста – строим ту ситуацию действительности, которую описывает автор произведения. Находим те слова и выражения, которые на наш взгляд являются ключевыми, основными для понимания мысли автора, определяем их значение. Обращаем внимание на те образные средства, которые использовал автор для построения своего текста, и выясняем их роль.
Строим художественную картину, описываемую автором. Соотносим художественную действительность со своим опытом переживания подобных ситуаций или опытом, полученным в результате чтения других произведений. Делаем вывод, о чем, на наш взгляд, говорит автор данного произведения. Формулируем смысл текста, проговариваем его. Обсуждаем свое впечатление с теми, кто также читал это произведение, и стараемся доказать правильность сделанных выводов.
Лексико – семантический анализ Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.
В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения. В контексте национального литературного процесса: найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.
Найти черты сходства двух текстов на уровне: Сюжета или мотива; Образной системы; Лексики; Изобразительных средств; Синтаксических конструкций; Других параметров, подсказанных самими текстами. Найти различия на тех же уровнях. Объяснить выявленные различия В произведениях одного и того же автора: Разницей времени написания, определившей изменение взглядов; Различием художественных задач; Противоречиями мировоззрения и мироощущения; Другими причинами; В произведениях разных авторов: Различием художественных миров; Если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития; Если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров. 4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с приведенным сопоставительным анализом.
1.Общая характеристика произведения, его общий смысл. 2.Общие принципы построения художественной системы произведения: Роман идей (Достоевский); Роман поисков героев (Тургенев, Гончаров и др.); Роман философских поисков смысла жизни (Л.Толстой). 3.Место эпизода в композиции произведения (экспозиция, завязка, кульминация (ключевой эпизод), развязка и т.п.), в развитии его сюжета. 4.Функция эпизода в художественной системе произведения: Проясняет ту или иную мысль автора (Какую? Насколько важную?); Раскрывает характер действующих лиц (Каких? Как именно?); Создает определенное настроение у читателя (Какое?). 5.Структура самого эпизода: Место действия (может быть, на фоне природы – тогда роль пейзажа); Время действия (может быть, «стык» времен, рассказ в рассказе и т.п.); Способ организации текста (от автора, о «Я» героя, диалог, монолог, их функция); Действующие лица, как они раскрываются в эпизоде. 6.Выводы.