Ситуация успеха в учебной деятельности школьников и пути её создания Атаманчук Н.А., учитель высшей категории МОУ «ДО(С)ОШ 9»
«Школа радости» Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность школьника; Радость возникает от сознания достигнутого; Ситуация успеха, однажды пережитая ребенком, может стать пусковым механизмом для его дальнейшего развития.
Виды деятельности для создания ситуации успеха: Учебная; Внеучебная; Трудовая; Спортивная; Эстетическая.
Варианты ситуаций успеха в учебной деятельности школьников: «Сбывшаяся радость» «Неожиданная радость» «Общая радость» «Семейная радость» «Радость познания»
«Сбывшаяся радость» Школьник испытывает радость от того, что результат, достигнутый им в учебе, соответствует его ожиданиям. Но такие школьники очень болезненно реагируют на случайную неудачу. Тактика педагога?
«Неожиданная радость» Школьник испытывает радость от результата, который превзошёл его ожидания. Варианты Успехи школьника невелики вследствие его слабого развития Успехи невысоки вследствие отсутствия трудолюбия, систематичности в занятиях
Деятельность педагога Авансирование оценки Персональные творческие задания Поддерживание достижений ребёнка Индивидуальные беседы Авансирование успеха Отсроченная оценка
«Общая радость» Школьник испытывает удовлетворение от того, что его успех хорошо воспринят окружающими. СитуацияДеятельность педагога 1Сильный класс. Неуспевающий снижает общий тонус учебного процесса. -Помощь учителя; -Коллективные усилия одноклассников. 2Низкие результаты учёбы воспринимаются как обычное явление. -Показать учащемуся его возможности; -Заинтересовать ролью хорошего ученика. 3«Ситуация взрыва» (А.С. Макаренко). -Закрепить успех ученика; -Показать значимость проделанной работы (упор не на перспективу, а на ретроспективу).
«Семейная радость» Успех школьника организуется учителем совместно с родителями. Учитель сообщает родителям о положительных тенденциях в учёбе ученика и договариваются о дальнейших совместных действиях. Учитель организует успех школьника, а родители стремятся его закрепить.
«Радость познания» Школьник испытывает радость от самого процесса учения.
Деятельность педагога: Заметить, поддержать, поставить новые задачи, вдохновить на их решение; Изменить задания, предусмотренные программой, придав им более творческий характер; Предложить специальную литературу, познакомить со специалистами.
В создании ситуаций успеха особая роль принадлежит мастерству учителя.