Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 165» г.Барнаула Степанова Ирина Владимировна Воспитатель
Формирование речевого этикета детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности
Почему? Появление вариативных программ обучения и воспитания, где приоритетное направление – умственное воспитание и развитие. Низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых Утрата лучших речевых традиций
Как научить ребёнка Правильно и понятно для окружающих излагать мысли Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой Слушать и слышать других Владеть силой голоса и различать интонации Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора
Кто рассматривал Выготский Л.С. Запорожец А.В. Усова В.П. Гербова В.В. Виноградова В.В. Арушанова А.Г. Безгина О.Ю.
Цель Систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета
Задачи Ввести в активный словарь детей достаточное количество этикетных формул. Формировать умение выбирать нужную этикетную форму с учетом ситуации общения. Научить слушать и слышать других, говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями.
Анкетирование и беседы с родителями Беседы с детьми Наблюдение за детьми в процессе различной деятельности Диагностирование Методы исследования
Проблемы Формы речевого этикета используются минимально при постоянном напоминании со стороны взрослых. Обращение к взрослым только с просьбой или с жалобой. Анализируя полученные данные, выявили преобладание среднего и низкого уровней развития культуры речевого общения.
Структура плана программное содержание, которое распределено помесячно; этические беседы; ознакомление с художественной литературой; - игровая деятельность.
Перспективный план по формированию речевого этикета (старший возраст) Апрель ЦельЭтические беседыОзнакомление с художественной литературой Игровая деятельность Дидактические игры Сюжетно- ролевые игры Словесные игры Учить детей соблюдать речевой этикет -«Знакомство с телефоном» (из истории телефона) -«Я набираю ваш номер» -«Вежливый разговор по телефону» К.Чуковский «Телефон» К.Ушинский «Из детских воспоминаний» 1. «Позвони мне по телефону» 2. «Спать пора» 3.«Радио» «Служба спасения 001» «Мир без тебя» «Испорченный телефон»
Этические беседы Литературный материал (стихи, рассказы, сказки) Проблемные вопросы Пословицы, поговорки
Ознакомление с художественной литературой Чтение на нравственно- этические темы Работа со сказкой (преобразование, придумывание, моделирование, введение новых героев) Инсценировка ситуаций, связанных с правилами этикета
Игровая деятельность Игры на развитие коммуникативных навыков Игры в парах на развитие навыков взаимодействия Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Игры-драматизации
Игровые занятия и проектная деятельность «Путешествие в страну вежливых слов» «Дружба начинается с улыбки» « Моя семья»
Совместная деятельность Ритуалы «Утро», «Вечер» Ритуалы приветствия и прощания на занятиях Правила группы
Создание условий Ковер дружбы Уголок добрых слов Здравствуйте! Я пришёл! Звезда успеха Коробочка добрых дел Моё настроение Играя, познаем Самый вежливый
Формы работы с родителями Доверительные беседы Консультации Анкетирование Родительские встречи Совместные мероприятия (дни рождения, спектакли, развлечения)
Результат У детей обогатился лексический запас, пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета Стали использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях Уменьшилось число конфликтных ситуаций Родители стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания
Перспективы Подбор игр направленных на повышение уверенности в себе Проведение цикла совместных занятий с детьми и родителями «Очень важный разговор» Обогащение предметно-игровой среды
Представление опыта 2009 – Центр развития образования г.Барнаула 2008 – Барнаульский государственный педагогический колледж 2007 – Методическое объединение для воспитателей района «Социально- эмоциональное развитие дошкольников»