МОУ СОШ 16 г. Краснодар МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ Из опыта работы социального педагога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.» Ушинский К.Д.
Advertisements

"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
Диагностики на социализацию подростка. "Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области Социальный педагог Самсонова В.Ю.
Школа «молодого социального педагога» г. Измайлова Е.В.
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.» Ушинский К.Д.
Диагностика в работе классного руководителя Занятие 2.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение.
1 «Методика изучения личности учащегося и уровня развития классного коллектива с целью побуждения его к самовоспитанию» Семинар для классных руководителей.
Результаты диагностики адаптации учащихся 10 класса.
Цель программы – создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся, сохранение и укрепление психологического.
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
«Чтобы воспитать человека, нужно знать его во всех отношениях» К.Д. Ушинский.
Транксрипт:

МОУ СОШ 16 г. Краснодар МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ Из опыта работы социального педагога Ивахненко Надежды Семёновны

"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.

Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта.

Виды диагностик: Медицинская диагностика Социальная диагностика Психологическая диагностика Педагогическая диагностика Социально-педагогическая диагностика

1. Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации. Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.

2. Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.

Диагностический минимум: 1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета (Лусканова); 4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова), интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс), 5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса; 8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса; 10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш)

Психодиагностические признаки: низкая познавательная активность и личностная незрелость; низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении; повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию; немотивированность, неадекватность поведения; отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома; сохранение инфантильности, слабоволие; раннее половое развитие;

3. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно- следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.

Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)? Существуют ли проблемы среди членов семьи? Насколько эффективны (неэффективны) формы общения? Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи? Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия? Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?

4. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Наблюдение Анкетирование Тестирование Анализ документации

изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей; диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер; изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.

5. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

1. Методы исследования: 1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

2). Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики

Опросник А.Басса и А.Дарки Качества: все виды агрессии. Модификация теста Айзенка Качества: личностные особенности развития. Тест «Конфликтная ли вы личность?» Качества: конфликтность. Тест – опросник по К. Леонгарду Качества: акцентуация. Тест школьной тревожности Филипса. Качества: тревожность. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон) Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

1.Определение цели и задач исследования. 2.Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления. 3.Выбор методик изучения. 4.Подготовка диагностического инструментария. 5.Обработка и интерпретация результатов исследования.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам изучения уровня и характера тревожности у учащихся 5 «А» класса. В октябре 2008 г., проводилась плановая диагностика по определению уровня адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено основной. Возраст детей: лет Количество детей: 24 ученика Цель диагностики: изучение степени адаптации учащихся 5 «А» класса к обучению на средней ступени основной школы; анализ общего внутреннего эмоционального состояния школьника, определяющегося наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством, связанных со школой Использовались методики: Тест школьной тревожности Филлипса.

Анализировались факторы тревожности: 1.Число несовпадений по всему тесту – общее отношение ребенка к школе; 2.Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка: 3.Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками) 4. Фрустация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. 5.Страх самовыражения 6. Страх ситуации проверки знаний 7. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 8. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 9. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Проведенные исследования выявили следующие показатели из 24 учащихся – высокий уровень тревожности диагностирован у (3-х) 13% учащихся, средний уровень тревожности у (14) 47 % учащихся, низкий у (7) 29 % учащихся. По вышеперечисленным факторам тревожности были получены следующие средние результаты по классу