Организация исследовательской деятельности учащихся.
Концепция модернизации российского образования Формирование прочной системы знаний Знаниевый подход Самостоятельное, активное добывание знаний Деятельностный
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Сформировать навыки ведения исследовательской работы
Технология исследовательской деятельности 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами » при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Исследовательская деятельность Развитие познавательной активности Самопознание Формирование творческого потенциала Личностное развитие обучающихся
Личностнодеятельностный подход ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Проблема мотивов в обучении мотивы внутренние Потребность в приобретении знаний, их углублении и систематизации Расширение кругозора внешние Общественное признание, оценка.
Умения работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; составлять и решать задачу; формулировать гипотезу; разрабатывать и проводить эксперимент; обобщать материал и представлять его в виде текста.
Добровольность Личная заинтересованность Принцип научности Доступность Посильность Принцип проблемности Принципы организации учебно-исследовательской работы
Примерный план написания научно- исследовательской работы учащихся 1.Введение 2.Цель работы 3.Методы проведения экспериментальной или исследовательской части работы 4.Научная (теоретическая)часть работы 5.Анализ исследовательских результатов 6.Выводы 7.Список используемой литературы
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей и т.д.
Хорошая тема: интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; интересна научному руководителю; опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их; соответствует принципу научности; доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя; посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения; содержит проблему, требующую решения.
Требования к организации исследовательской деятельности Побуждать учащихся к творческой деятельности Давать возможность исследовать свои предположения Уметь ставить реальные задачи Процесс исследования Стараться увлечь проблемой, выступая при этом консультантом, координатором Помогать или адресовать к нужным источникам Поощрять критическое мышление, давать возможность обсуждать проблемы Поддерживать постоянно интерес к проблеме исследования учитель Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы Проблема должна быть достаточно значимой, чтобы заинтересовать и соответствовать возрастным особенностям проблемы
Спасибо за внимание.
P.S. Успех приходит к тому, кто 1. развивает учительский потенциал 2. осваивает инновационные технологии 3. находит новые формы повышения квалификации 4. и т д.