Тема: «Составление программ индивидуального развития одарённых детей»
Формой реализации индивидуальной траектории обучения одарённых детей является индивидуальная образовательная программа, в которой обучающийся вместе с педагогом и родителями планирует свою деятельность и ее результаты.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. Алгоритм проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута включает: 1. Диагностику уровня познавательных возможностей и потребностей одарённого подростка в том или ином направлении деятельности. 2. Анализ проявления познавательной направленности одарённого подростка. 3. Обсуждение совместно с родителями индивидуального образовательного маршрута. 4. Постановку личностно значимых целей и задач, отбор средств и способов деятельности, определение темпов продвижения, сроков реализации, конечного результата и форм его представления, оценки деятельности. 5. Организацию взаимодействия педагога и одарённого подростка в ходе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту. 7. Рефлексию результатов продвижения на индивидуальном образовательном маршруте: как я могу достичь цели индивидуального образовательного маршрута, на какие вопросы мне хотелось бы получить ответ.
II. Временная структура индивидуального образовательного маршрута. Фиксируется общий срок выполнения программы. Он может совпадать с выбранным отрезком общего обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития обучающегося
III. Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута Основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут: 1. Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие обязательные учебные занятия. 2. Определяются модули по выбору обучающегося, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута. 3. Выбираются факультативные модули.
Эта структура соответствует трем общепринятым видам учебных занятий – обязательным занятиям, составляющим инвариантную часть образования, обязательным занятиям по выбору обучающегося и факультативным занятиям. Соотношение между тремя видами учебных занятий определяется стандартным образом. Каждый модуль обладает определенным числом часов учебной программы, покрываемых модулем (оно, разумеется, может не совпадать с объемом времени, отводимым индивидуальным учебным планом на выполнение модуля). С другой стороны, выбранный общий учебный план регламентирует распределение часов (в расчете на полугодие) между тремя видами учебных занятий. Тем самым суммы часов, приписанных модулям трех различных видов, должны укладываться в рамки распределения, предписанного общим учебным планом.
IV. Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения обучающегося с руководителем. Они могут быть подразделены следующим образом: - Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с руководителем, посещение консультаций и т.п. - Отчетность по выполнению учебных модулей. - Итоговая аттестация достижений. Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временном графике.
V. Корректировка индивидуального образовательного маршрута В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится руководителем и доводится до сведения администрации учреждения и родителей.
ПОДВЕДЁМ ИТОГ Индивидуальная траектория развития: а) разрабатывается самим обучающимся, при поддержке педагога, администрации, родителей, психолога; б) включает в себя: - цели обучения; - задачи обучения; - учебный план; - факультативы, индивидуальные консультации; - формы и методы изучения учебного материала; - творческие, исследовательские работы, проекты; - образовательные результаты, их сроки; - формы проверки
Алгоритм построения ИОП (в помощь обучающемуся): 1. Сформулируй свою образовательную цель. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. 2. Определи задачи - пути достижения цели (план твоих действий). Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели: - на определенный срок; - по конкретным видам деятельности. 3. Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал. Предложи свои. 4. Какие формы и методы контроля предпочтительнее для тебя: - как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился; - каким способом лучше проверять твои знания по предмету; - каким образом ты должен осуществлять самоконтроль. 5. Проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.
Индивидуальная образовательная программа. ФИО обучающегося:_____________________________________________ Объединение:__________________________________________________ Цель:________________________________________________________ Задачи:_____________________________________________________ Срок реализации программы:__________________________________ Наз вани е и разд ела прог рам мы Название и номер темы Кол- во часов Формы и методы изучения учебного материала Образователь ные результаты, их сроки Формы проверки, сроки Индивидуаль ные консультации, сроки