Принятие христианства. 4 класс «Введение в историю» А.И.Саплин, Е.В.Саплина Кубарева С.С., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 п. Ключи-1, Усть-Камчатского района, Камчатского края
Цели урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси. Задачи урока: на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством; показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси; раскрыть социальные корни возникновения религии; способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа.
Княгиня Ольга первой из правителей приняла христианство в 955 году. Крещение княгини Ольги.
Восточные славяне в IV-Х вв. были язычниками и поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов, ведущих между собой постоянную борьбу. Злые духи – упыри, вампиры, оборотни. Чтобы уберечься от оборотней, прибегали к различного рода заговорам, амулетам-оберегам. Упырям противостояли добрые духи – берегини, охранявшие жизнь и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы Добра, помещенные на их одежде, на посуде, в жилище, прогонят духов зла. К таким знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. Языческие верования славян.
И упырям, и берегиням приносились жертвы, чтобы умилостивить их. Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и водяные.
В 10 веке государство объединяло в себе много племён. Киевский князь Владимир стремился к объединению восточнославянских земель. Свою деятельность он начал с попытки свести в одно верования различных племён. В 980 году Владимир предпринял религиозную реформу. Из многочисленных языческих богов он выбрал несколько, которых провозгласил верховными божествами на территории государства. Фигуры богов (идолы) Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Макоши он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком холме. Возглавлял их Перун. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения. Поклонение другим богам преследовалось.
В 983 году, после очередных воинских успехов, князь Владимир со своею дружиной пожелал принести языческим божествам человеческие жертвы. Был брошен жребий: кому из киевских отроков и девиц надлежит стать жертвой идолам. Жребий пал на прекрасного лицом и душою юного варяга Иоанна, сына христианина Феодора. Отец не согласился выдать сына и стал говорить о заблуждениях язычников, о том, что безумно поклоняться деревянным истуканам вместо живого Бога. За эту христианскую проповедь оба были убиты. Со временем князь Владимир всё больше и больше задумывался о христианстве.
Посланников папы римского, который возглавляет исповедующих католицизм, Владимир выслушал и сказал: «Идите обратно; отцы наши не приняли веры от папы». Когда пришли последователи религии иудаизма, он спросил, где их отечество. Они ответили, что родина их Иерусалим, но Бог, разгневавшись на них, рассеял их по чужим землям. «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества», - отвечал Владимир. В летописи рассказывается, что к князю Владимиру приходили разные проповедники, расхваливая каждый свою веру. Первыми прибыли послы от волжских, или камских, болгар, принявших, как говорили на Руси, магометанство, или мусульманство, - религию, основателем которой был Магомет. В лето 986 пришли болгары магометанской веры, говоря: …Уверуй в закон наш и поклонись Магомету… Учит нас Магомет так: …не есть свинины, вина не пить… Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён… Мусульманская вера отпугнула Владимира запретом есть свинину и пить вино Руси есть веселие пить, не можем без того быть. Выбор веры. Выбор веры. Г.Иванов.(Копия картины Ф.Завьялова)
Окончательное решение. Затем прислали греки к Владимиру философа. Философ сказал: Если хочешь стать с праведниками, то крестись. Владимиру запала в сердце мысль эта, и сказал: Подожду ещё немного, желая разузнать о всех верах… Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо». Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Великий князь Владимир Святославич. Рисунок из книги «Титулярник»
Изложение князю Владимиру своей веры хазарами Изложение своей веры князю Владимиру мусульманами Великий князь Владимир избирает религию
Причины выбора князем Владимиром христианства. Утверждение нравственных норм. Христианству присущи нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество. Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души. Расширение международных связей. Так как практически весь европейский мир уже перешёл к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Необходимо было расширять международные связи. Этому способствовали международные браки.
В.Васнецов. Крещение князя Владимира. В 988 году был предпринят поход Владимира на византийский город Корсунь (Херсонес). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идёт войной на Византию. Однако императоры поставили Владимиру своё условие: чтобы жениться на византийской царевне Анне, он должен принять христианство Крещение князя Владимира.
Купель баптистерия, где принял крещение князь Владимир. Раскопки в Херсонесе (Корсуни) Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой. Разболелся в то время Владимир глазами и ничего не видел. И послала к нему царица сказать: Если хочешь преодолеть болезнь эту, то крестись скорей. Услышав это, Владимир сказал: Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский. И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с попами царицы… крестили Владимира. И как только наложили руку на него, Владимир тотчас прозрел. Осознав же внезапное исцеление, Владимир прославил Бога: Теперь я узнал истинного Бога. Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повести временных лет». Владимир крестил 12 сыновей своих и многих бояр. «Корсунская легенда»
Обстоятельства крещения киевлян. Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор Н. У. Мартынов. "Крещение Руси".
Крещение Руси 988 год Владимир крестил своих детей, и призвал народ принять крещение. Владимир велел идти к Днепру. Народ рассуждал: Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами. Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день. После крещения Владимир прочитал громко молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он научил истинной вере. И все разошлись по домам.
Фрагмент репродукции картины Михаила Шанькова "Крещение Руси" Владимир объявил христианство государственной религией.
СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Ольги. Красным Солнышком остался он в памяти народной, Крестителем Руси вошёл в историю, а Православная Церковь прославила его в лике святых как равноапостольного русского князя. Именно князю Владимиру Святославовичу удалось обратить древнерусский народ в христианство и сделать православие государственной религией на Руси. Владимир пришёл к христианству не сразу. Несмотря на то, что воспитывался он, как и его братья, святой равноапостольной княгиней Ольгой, христианского учения сначала не принял. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многожёнцем. Св.равноапостольский князь Владимир.
Удивительные перемены произошли с князем Владимиром после крещения. Он не хотел больше воевать, потому что боялся причинить зло, и за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе стали устраивать по праздникам угощения для всего народа, а для больных по домам развозили хлеб, мясо, мёд и другие продукты. По распоряжению Владимира трапезы для голодных устраивались не только в Киеве, но и в других городах и деревнях. Князь искренне и глубоко принял христианское учение, он старался быть достойным христианином и мудрым правителем христианского государства. Князь Владимир после принятия христианства. В 1008 году западный миссионер Бруно Кверфуртский побывал в Киеве, встречался с князем Владимиром и потом описывал его как образцового христианина. Древние русские рукописи также характеризуют князя как добропорядочного христианина и мудрого правителя. Народ очень любил своего князя за красоту, доброту и принесённый Свет Евангелия Христова и называл Владимиром Красное Солнышко.
Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное… Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Киев. Софийский собор Распространение христианства на Руси После крещения Руси.
ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ. Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют: 1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. 2. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. 5. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. 6. Укрепление семьи и нравственных основ жизни. 7. Подъем духовности Руси, появление монастырей.
Ресурсы: Крещение_Руси ru.wikipedia.org/wiki/ репродукции картины В.Г. Перова «Крещение Руси» репродукции картины В.Г Празднование Крещение княгини Ольги. Н. У. Мартынов. "Крещение Руси". После крещения Руси и усиления Крещение кликабельна. Великий князь Владимир избирает религию. Фрагмент репродукции картины Михаила Шанькова "Крещение Руси"