Учитель химии МОУ СОШ 2 Денисова Н.В. Спирово. Тверской области
Цель урока: сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях; научить учащихся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса
Что мы узнаем сегодня на уроке. Какие реакции называются окислительно- восстановительными реакциями.
Чему научимся. Уравнивать записи окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса
Определите степень окисления элементов по формулам в соединении: CI 2 ; SO 2 ; CrO 3 ; HNO 2 ; H 2 SO 4.
PP 2 O 5H 3 PO 4
4P 0 + 5O 2 0 =2 P 2 +5 O 5 -2 P 2 +5 O H 2 +1 O -2 =2 H 3 +1 P +5 O 4 -2
1.В чем особенность окисления и восстановления элементов при образовании ионной связи? Раскройте эти процессы, опираясь на схему механизма образования хлорида натрия.
Fe 2 O 3 + 2Al = 2Fe + Al 2 O 3 Al 0 - 3ē окисление Al +3 процесс окисления восстановитель Что такое окисление ? (Окисление – это процесс отдачи электронов, степень окисления при этом повышается.) Что такое восстановитель? ( Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, окисляются; являются восстановителями.)
Fe 2 O 3 + 2Al = 2Fe + Al 2 O 3 Fe ē восстановление Fe 0 процесс восстановления Окислитель Что такое восстановление? (Восстановление – это процесс присоединения электронов, степень окисления при этом понижается.) Что такое окислитель? ( Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, восстанавливаются; являются окислителями.)
Окислительно- восстановительными называют реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов реагирующих веществ, в результате перемещении электронов.
Определите, окисляется или восстанавливается сера при переходах: a) H 2 S SO 2 SO 3 б) SO 2 H 2 SO 3 K 2 SO 3 Какой вывод можно сделать после выполнения генетической цепочки? Используйте алгоритм распознавания процессов окисления и восстановления по уравнениям реакции.
Алгоритм распознавания процессов окисления и восстановления по уравнениям реакции? 1.Определение степеней окисления элементов в обоих частях уравнения. 2.Сравнение степеней окисления каждого из элементов до и после реакции. 3.Вывод об изменение степеней окисления (понижение – признак восстановления, повышение – признак окисления ).
процесс окисления -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5, +6, +7, +8. процесс восстановления Вывод. Окислительно - восстановительные реакции – это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим. Окисление всегда сопровождается восстановлением, восстановление связано с окислением. Окислительно – восстановительные реакции – единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления.
Основное требование при составлении уравнений этим методом: число отданных электронов должно быть равно числу принятых электронов. 2Zn 0 + O 2 0 = 2Zn +2 O -2 Zn 0 2ē = Zn восстановитель окисляется O ē = 2O окислитель восстанавливается Окисление всегда сопровождается восстановлением, а восстановление окислением. Не бывает одного процесса без другого. При составлении этого уравнения используется метод электронного баланса. Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции.
Разбираем схемы превращений, в которых углерод является окислителем. А) С 0 С +2 Б) С +2 С -2 В) С +4 С -4 Г) С -4 С 0 Используя алгоритм распознавания процессов окисления и восстановления по уравнениям реакции?
1.Составьте молекулярное уравнение. Рассмотрите с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Li + N 2 = Li + O 2 = NaBr + CI 2 = 2. К окислительно -восстановительным относится реакция: 2Са + O 2 = 2СаO CaO+H 2 O = Ca(OH) 2 3.Определить окислительно восстановительные реакции. К окислительно -восстановительным относится реакция: А) CaO+H 2 O = Ca(OH) 2 Б) 2Zn + O 2 = 2ZnO В) Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O Г) CaCO 3 = CaO + CO 2 Самостоятельная работа
1.Единство, неразрывность окислительно-восстановительного процесса. 2.Схранение числа электронов в системе (на этой закономерности основана операция расстановки коэффициентов методом «электронного баланса»). 3.Протекание ОВР в сторону образования слабых окислителей и восстановителей из более сильных. (например, взаимное вытеснение галогенами друг друга из соединений).
§ 43 упражнение5,7,8 Выполнение заданий сопровождается написанием и анализом
Литература. 1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Москва Дрофа 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя 9 класс. Москва Дрофа 3. Габриелян О.С., Решетов П.В.Остроумов И.Г. Задачи по химии и способы их решения 8-9классы. Москва. 2007г Дрофа 4. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебникам Габриеляна О.С. 9класс Москва «ВАКО» 5.Кузнецов Н.Е.Формирование систем понятий при обучении химии. Москва.Просвещение.1989г.