«Страницы, опаленные войной» Открытый урок по литературе в 11 классе Учитель – Леон Галина Сергеевна Московская область, г. Ивантевка
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой! Припев: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война! Как два различных полюса, Во всём враждебны мы. За Свет и Мир мы боремся, Они за царство Тьмы. Припев Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям; Мучителям людей! Припев Не смеют крылья чёрные Над Родиной летать, Поля её просторные Не смеет враг топтать! Припев Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отребью человечества Сколотим крепкий гроб! Припев Пойдём ломить всей силою, Всем сердцем, всей душой За землю нашу милую, За наш Союз большой! Припев Встаёт страна огромная, Встаёт на смертный бой, С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Припев Музыка А. Александрова Слова В. Лебедева-Кумача «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
В чем заключается символика «Вечного огня»?
Поэзия – это тоже своего рода памятник, память, от слова «ПОМНИТЬ». Именно эту мысль и хотели донести поэты военной поры.
Александр Трифонович Твардовский
А. Твардовский отрывок из поэмы «Я убит подо Ржевом» Нам свои боевые Не носить ордена. Вам все это, живые. Нам - отрада одна, Что недаром боролись Мы за родину-мать. Пусть не слышен наш голос, Вы должны его знать. Вы должны были, братья, Устоять как стена, Ибо мертвых проклятье - Эта кара страшна.
Война… Что же это такое?.. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Алексей Толстой писал: Нравственные категории приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа.
Михаил Александрович Зенкевич
Михаил Александрович Дудин
Дмитрий Борисович Кедрин
Темы и образы лирики военных лет: Тема любви и верности; Тема разлуки; Тема семьи; Тема возвращения домой; Тема дружбы и преданности; Образ женщины на войне; Образ Родины; Темы боевых сражений.
Константин Михайлович Симонов «Ничто так не сближает русского человека, как чувство общей Беды».
«ЖДИ МЕНЯ» Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:- Повезло.- Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. (1941)
Юлия Владимировна Друнина
«ЗИНКА» 1 Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле. - Знаешь, Юлька, я – против грусти, Но сегодня она – не в счёт. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живёт. У тебя есть друзья, любимый, У меня – лишь одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет… Знаешь, Юлька, я – против грусти, Но сегодня она – не в счет. Отогрелись мы еле-еле Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!» Снова рядом в сырой шинели Светлокосый солдат идет. 2 С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы, Мы хотели со славой жить. …Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав. Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах 3 …Знаешь, Зинка, я – против грусти, Но сегодня она не в счет. Где – то в яблочном захолустье Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый. У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала. (1944)
Эдуард Аркадьевич Асадов
«СОЛДАТ» Меж стиснутых пальцев желтела солома, Поодаль валялся пустой автомат, Лежал на задворках отцовского дома Осколком гранаты убитый солдат. Бойцы говорили, не то совпаденье, Не то человеку уж так повезло, Что ранней зарёй в полосе наступленья Увидел гвардеец родное село. Чьё сердце не дрогнет при виде знакомой До боли, до спазмы родной стороны! И тяжесть становится вдруг невесомой, И разом спадает усталость войны! Что значили парню теперь километры?! Ждала его встреча с семьёй на войне, В лицо ему дули родимые ветры, И, кажется, сил прибавлялось вдвойне! Но нет, не сбылось...Громыхнула граната... Капризен солдатской судьбы произвол: Две тысячи вёрст прошагал он до хаты, А двадцать шагов - не сумел...не дошел... Меж стиснутых пальцев солома желтела, Поодаль валялся пустой автомат... Недвижно навеки уснувшее тело, Но всё ещё грозен убитый солдат! И чудилось: должен в далёком Берлине Солдат побывать, и, как прежде в бою, Он будет сражаться, бессмертный отныне, Бок о бок с друзьями шагая в строю. За мысли такие бойцов не судите, Пускай он в Берлин и ногой не ступил, Но в списках победных его помяните - Солдат эту почесть в боях заслужил! (1948)
Домашнее задание: Найти и подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Великой Отечественной войны на любую из литературных тем, которые мы не обсудили.
«В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов.
Синквейн – это особая пятистрочная стихотворная форма. Используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.