Элективный курс для обучающихся гуманитарной направленности 10 класса общеобразовательных школ
Эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста» «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного текста (исходных текстов) даётся в оригинальной форме» (Т.А.Ладыженская) виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю.А.Озеров) к так называемым авторским текстам (В.Н.Мещеряков)
раскрытие внутреннего «Я», самопознание личности. В работе над эссе используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.
всё шире входит в школьную практику как один из видов сочинения предлагается на олимпиадах, турах интеллектуальных марафонов активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуника- ционных связях соответствует требованиям, предъявляемым к сочинению на экзамене по русскому языку (ЕГЭ и ГИА)
развитие коммуникативно- речевой культуры старшеклассников
Задачи: Актуализировать личностные качества обучающихся. Развивать ассоциативное мышление обучающихся. Познакомить с комплексом жанров, близких эссе: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др. Демонстрировать творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, открывать новые имена писателей русской и зарубежной литературы. Формировать коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи.
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений. Узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах). Анализ ученических образцов эссе. Выполнение творческих заданий (создание собственных речевых произведений).
знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности; определять «решающую идею» эссе; анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям; находить средства художественной выразительности, используемые автором; видеть эстетическую функцию языка; рецензировать и анализировать сочинения разных жанров; создавать творческую работу в соответствии с требованиями жанра.