В российской научно-педагогической литературе понятие коммуникация, речевая коммуникация, коммуникативное поведение, коммуникативное обучение /образование/, коммуникативная технология - понятия относительно новые. Недостаточно отрефлексированные.
Например, представители социальных наук, включая педагогов-исследователей, ставят знак равенства между коммуникацией и общением. Коммуникация = общение (передача информации от человека к человеку)
Смысл второго подхода к понятию коммуникации в том, что понятие коммуникации рассматривалось как способ получения, хранения и передачи информации.
получение информации Хранение информации Передача информации Коммуникация
При таком понимании этого понятия естественным становится рассмотрение компьютерных технологий, как части образовательного процесса(передача информации от компьютера к человеку и наоборот)
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией быть коммуникабельными ; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия.
Гуманизировать этот процесс - означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности. Гуманизировать этот процесс - означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности.
При этом перед учителем встают новые задачи: Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирование учащихся к высказываниям Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Внедрение коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Внедрение коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.
смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и др. сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений; отказ от авторитарной педагогики; приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта; дифференциация учебной деятельности; индивидуализация; вера в учащегося, его силы, возможности; обеспечение успешности в обучении и воспитании; исключение экстерната, так как это не обеспечивает духовных встреч с учителем; исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др.
Традиционное образование Модель Нового образования Модель Нового образования предмет – учитель - воспитанник Воспитанник – призвание – предмет – урок - воспитанник
Технология обучения, использующая компьютер, является компьютерной технологией.
I – как проникающая технология II – как основная III – как монотехнология
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности информационного общества. Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Обучение – это общение ребенка с компьютером. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Диалоговый характер обучения. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, вступать с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителю или книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
средство подготовки текстов, их хранения; текстовый редактор; графопостроитель, графический редактор; вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); средство моделирования.
Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом. Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребенком. Подготовка компонентов информационной среды
знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet: -переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира; -привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира; -интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
1) Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы М.,1996 г. 2)Селевко П.К. Современные педагогические технологии М., 1998 г. 3)ttp://pedsovet.org/component/option,com _mtree/task,viewlink/link_id,4380/Itemid,11 8/