Познание мира: сущность и формы
Введение Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладением тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к более глубокому и всестороннему проникновению в познание сущности и форм окружающего мира.
Познание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатство ее передается от поколения к поколению, от народа к народу, с помощью механизма социальной наследственности.
I. Сущность процесса познания мира Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.
В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы).
Процесс познания многогранен, как многогранная общественная практика. Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделаются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знаний возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки, называемой научным познанием.
II. Ступени и формы познания мира В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше проявлялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое. А чувственное и рациональное – способности, на базе которых формируются теоретическое и эмпирическое познание.
Теории познания в наше время выступают в различных формах. Ощущение есть первая форма чувственной ступени познания. Оно предполагает наличие ощущаемого (образ вещи не может быть без вещи, отражение без отражаемого). На основе ощущения возникает восприятие, являющиеся более высокой и более сложной формой чувственного познания.
От восприятия чувственных познаний идем к представлениям. Здесь уже нет непосредственной связи с вещами, т.к. представления возникают на основе прошлых ощущений и восприятий. Представление - это воспроизведение памятью образы предметов или процессов, основанные на прошлом опыте.
На ранних этапах истории существовала обыденное практическое познание. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений и правил. Одна из исторических первых форм – игровое познание как важный элемент деятельности.
В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры – деловые игры, спортивные игры, игра актеров. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. В структуру любого произведения искусства всегда включается в той или иной форме определенные знания о разных людях, их характерах, о тех или иных странах и народах, обычаях, нравах, бытие, об их чувствах и мыслях.
Заключение. Почти все люди в своей жизни выступаю в роли субъектов познания. Для того чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы познания.
Список литературы 1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория познания и диалектика. Москва. Высшая школа 1991г. 2. Основы философии. Учебное пособие. Москва. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 1997г.